Green-sell.info

Новые технологии
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запишите на языке программирования паскаль

Урок 24
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Рекомендуем вам зайти на сайт (http://pascalabc.net) — PascalABC.NET. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

• латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, . х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

Читать еще:  Ооп языки программирования

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Примеры записи чисел и выражений на языке Паскаль;

Элементарные конструкции языка Паскаль

Основные символы языка Паскаль

Основные символы языка программирования – это буквы, цифры и специальные символы. Паскаль включает следующий набор основных символов:

1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

2) символ подчеркивания: _

3) 10 цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

4) знаки операций (обратите внимание – некоторые символы в Паскаль являются составными, т.е. состоят из нескольких символов. Например, <> ):

7) служебные (зарезервированные) слова. Список указанных слов можно найти в справочной литературе.

Элементарные конструкции языка Паскаль включают в себя имена, числа и строки.

Имена (идентификаторы) называют элементы языка – константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты.

Имя – это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В именах может использоваться символ «подчеркивание» (в том числе и на первой позиции). Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются первые 63 символа.

Не разрешается в языке Паскаль использовать в качестве имен служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.

Для улучшения наглядности программы в нее могут вставляться пробелы. По крайней мере один пробел требуется вставить между двумя последовательными именами, числами или служебными и стандартными именами. Пробелы нельзя использовать внутри имен и чисел.

Примеры: A b12 r1m SIGMA gamma I80_86

Числа в языке Паскаль обычно записываются в десятичной системе счисления. Они могут быть целыми и действительными. Положительный знак числа может быть опущен. Целые числа записываются в форме без десятичной точки.

Примеры: 217 -45 8954 +483

Вещественные числа записываются в форме с десятичной точкой или в форме с использованием десятичного порядка, который изображается буквой Е.

Примеры: 28.6 0.65 -0.018 4.0 5Е12 -1.72Е9 73.1Е-16

Паскаль допускает запись целых чисел и фрагментов вещественных чисел в форме с порядком в шестнадцатеричной системе счисления. В этом случае используется специальный символ $.

Строки в языке Паскаль – это произвольная последовательность символов, записанная между апострофами (не следует их путать со строками исходного текста программы). Если в строке в качестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следует записать два апострофа.

Примеры: ‘СТРОКА’ ‘STRING’ ‘ПРОГРАММА’ ‘АД»ЮТАНТ’

1) Записать на Паскале следующие числа: 7; 5,18;

Запись числа 7 не изменится. Запись числа 5,18 будет отличаться лишь символом-разделителем целой и дробной части: в Паскале для этих целей используется точка, т.е. 5.18. можно записать в десятичной форме, т.е. 0.001, или в экспоненциальной: 1E-3.

2) Записать в общепринятой форме: 1.23; 2.1E1; 6.66E-3

В записи 1-го числа вместо точки появится запятая, т.е. 1,23. 2.1E1 и 6.66E-3 – это записи в экспоненциальной форме. Преобразовав их в общепринятую форму, получим 21 (2.1·10) и 0.00666 (6.66*10 -3 ).

3) Записать на Паскале следующие формулы:

В Паскале нельзя пропускать символы операций, т.е. нельзя записать bx. Кроме того, символ умножения отличается от привычной формы. В итоге получаем: a+b*x+c*y*z.

б)

На Паскале не удастся записать числа в виде дроби. После их преобразований в строчную форму получим: a/(b*c)+(b*c)/a. Раскрыв скобки, можно получить: a/b/c+b*c/a.

Урок 1. Первая программа на языке Паскаль

Урок из серии: «Язык программирования Паскаль»

Для начала написания непосредственно кода программы надо знать ее структуру: как правильно записываются команды, в каком порядке.

На первом занятии вы узнаете:

  1. Какова структура программы на языке Паскаль.
  2. Как написать простейшую программу.

Для создания программ можно использовать среду программирования Pascal ABC.

Если Паскаль на компьютере не установлен: Скачать PABCDistr.rar .

Структура программы

Программа на языке Паскаль начинается с заголовка, имеющего следующий вид:

За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.

После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова begin (начало) и заканчивается служебным словом end (конец).

Читать еще:  Классификация языков программирования высокого уровня

В этом разделе задаются действия над объектами программы, описанными в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова end ставится точка.

Общий вид программы:

В разделе описаний не обязательно должны быть все разделы.

В наших первых программах будет только один раздел — раздел Var (variable — переменная), в котором мы будем объявлять те переменные, которые будем использовать в разделе операторов.

Как написать простейшую программу

Рассмотрим простейшую задачу с линейным алгоритмом.

Для записи программы с линейным алгоритмом нам нужно описать входные и выходные данные, нужны процедуры для вводы и вывода данных и оператор присваивания.

Задача. Ввести с клавиатуры два числа. Вывести на экран их произведение.

Пояснения к программе

Имя этой программы example_1.

Из разделов описаний имеется лишь один — раздел переменных. Он начинается со служебного слова var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой.

В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных.

В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer).

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin.

Первый встречающийся оператор — это writeln(‘текст’); — записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

Следующий оператор — это readln(a,b); — читать данные с клавиатуры.

В данном случае во время выполнения программы необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу.

Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.

После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez := a * b; (:= — это знак присваивания в языке Паскаль). Переменная rez получит значение, равное произведению числа a на число b .

Следующий оператор — это снова оператор writeln(‘текст’,rez) — он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez.

Затем следующий оператор writeln выведет на экран сообщение: »Нажмите », а оператор readln будет ожидать этого нажатия в окне выполнения.

Завершает раздел операторов end с точкой.

Выполнение программы

После запуска программы на экране появляется сообщение:

Введите два целых числа через пробел

Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем , после этого появляется сообщение:

Коротко о главном

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

Если программа содержит несколько операторов, то они разделяются знаком точки с запятой.

Начало и конец раздела операторов обозначаются ключевыми словами begin и end. После слова end в конце текста программы всегда ставиться точка. Она означает, что программа закончена.

Команда вывода на экран — write(‘текст’) и writeln(‘текст’) отличаются положением курсора после выполнения команды. Команда write(‘текст’) оставляет курсор на той же строке, что и текст, а writeln переводит курсор на новую строку.

Компиляция выполняется клавишей F9. Для выполнения программы надо нажать Ctrl+9.

лабы по информатике, егэ

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

Pascal: Занятие № 8. Подпрограммы: функции в Pascal

Стандартные функции языка Pascal

Арифметические функции (основные)

Функции преобразования типов

Пользовательские функции Pascal

Функция в Паскале — это подпрограмма, которая в отличие от процедуры всегда возвращает какое-либо значение. Для этого в теле функции её имени присваивается вычисленное значение — результат, который она возвращает.

  • Функция – это подпрограмма, результатом работы которой является определенное значение.
  • Функции используются для:
    • выполнения одинаковых расчетов в различных местах программы;
    • для создания общедоступных библиотек функций.
  • Синтаксис:
  • заголовок начинается служебным словом function

    описание формальных параметров (тех, значения которых передаются из основной программы в функцию):

    параметры-переменные — параметры, значения которых становятся доступны и в основной программе (возвращаются в программу)

    тип возвращаемого функцией результата описывается в конце заголовка функции через двоеточие:

  • Вызывается функция в теле основной программы, только если ее имя фигурирует в каком-либо выражении. В отличие от процедуры, которая вызывается отдельно.
  • Внутри функции можно объявлять и использовать локальные переменные:

    Введение в Pascal

    Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:

    ✎ 1) program – по-английски «программа», пишется в самом начале кода, после чего идет название программы латиницей и точка с запятой. Например: program Summa; − программа под названием Summa. Но эту часть кода, называемую заголовком программы, можно и не писать − она присутствует только для наглядности и показывает, какую задачу решает данная программа. Здесь мы употребили слово «код» − так называется текстовая запись программы.

    ✎ 2) integer – по-английски означает «целое число» (или просто «целое») и в Паскале используется для обозначения 32-битных (8 байт) целых чисел со знаком с диапазона [-2147483648, 2147483647] . Что означают эти большие числа, мы потом разберем.

    ✎ 3) real – с английского «реальный», «настоящий», «вещественный», «действительный». В языке Паскаль этим термином обозначаются вещественные числа с диапазона [-1.8∙10 308 , 1.8∙10 308 ] . Это очень большие числа, но значащих цифр выводится 15 – 16. Кстати, типы данных integer и real в среде программирования PascalABC.Net всегда автоматически выделяются синим цветом.

    ✎ 4) const – аналог англ. «constant», означающее «постоянная», «константа». В Паскале это величина, которая не может изменяться. Записывается так:

    Эту запись надо воспринимать так, как она пишется: число N равно 12, S равно 5, «пи» равно 3,14 (как и в математике, только вместо запятой в Паскале используется точка). В последней строке мы использовали двойной слэш (две косые черты), после которых идет текст, – так в Паскале пишутся комментарии, и их программа не воспринимает. Всё, что начинается двойным слэшом и до конца строки – это комментарий, который пишется для пояснения к программе и всегда выделяется другим цветом (в PascalABC.Net — это зеленый , в Turbo Pascal не используется такой вид комментария). Существует и другой тип комментария – это <текст, заключенный в фигурные скобки, так же, как и здесь, тоже выделяющийся зеленым цветом>. Этот вид комментария может действовать несколько строк подряд – от начала скобки и до её закрытия, и всё, что находится в середине такой конструкции, компилятор не воспринимает как код и просто пропускает.

    В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:

    После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.

    ✎ 5) var – происходит от англ. «variable» («переменная», или «изменчивый»), что в Паскале означает величину, которая в процессе программы может изменять свое значение. Записывается так:

    Как видно из записи, знака «=» здесь нет – пересчитываются переменные одного типа (через запятую) и после двоеточия указывается только тип. Переменные N, m (целые) и Q, r, t (вещественные) в программе могут изменять значения в пределах integer и real соответственно. Ещё одно замечание: описание переменных всегда стоит после описания констант (постоянных) – сначала идет конструкция const , а потом var .

    ✎ 6) begin – в переводе с английского означает «начинать» и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.

    ✎ 7) end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка. Мы выделили слово «последнего», поскольку использование конструкции begin – end возможно ещё в одном случае: это так называемые операторные скобки, которые применяются для объединения нескольких операций под одним оператором. Но об этом потом. Таким образом, основная программа будет выглядеть так:

    Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.

    ✎ 8) write – по-английски означает «писать». Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в него, выделяется синим и записывается так:

    write( ‘этот текст выведен на экране’ );

    Сообщение, находящееся в скобках и кавычках, будет показано в окне консоли (просто в скобках без кавычек нельзя). После выполнения этого оператора мы увидим на экране:

    этот текст выведен на экране

    В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:

    write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S);

    В результате получим на экране результат:

    Величина площади равна: S = 50

    А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:

    write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S, ‘ кв.м’ );

    После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:

    Величина площади равна: S = 50 кв.м

    ✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.

    ✎ 10) read – в переводе с английского означает «читать», поэтому read называется оператором считывания, или ввода данных. Записывается как read(N), что означает необходимость ввода величины N, где N – любое число, или текст, или другой тип переменной. Например, если надо ввести возраст человека, которому 32 года, мы можем записать так:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector