Green-sell.info

Новые технологии
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык программирования паскаль служебные слова

§ 4.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

  • язык программирования
  • программа
  • алфавит
  • служебные слова
  • типы данных
  • структура программы
  • оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.). Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия. 1

    1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10—11 классах.

4.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

  • латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
  • латинские строчные буквы (а, Ь, с, х, у, z);
  • арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
  • специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

    := (знак операции присваивания);
    >= и );
    (* и *) (начало и конец комментария).

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В табл. 4.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

Таблица 4.1
Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

4.1.2. Типы данных, используемых в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных:

1

    1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

4.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

  1. заголовок программы;
  2. блок описания используемых данных;
  3. блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их тип.

    2 В 9 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив рассмотрение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

4.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 4.1 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении oпeратора Ь:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 4.1).

Рис. 4.1.
Процесс выполнения оператора присваивания

Самое главное

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

  • заголовок программы;
  • описание используемых данных;
  • описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Паскаль: Удобный краткий справочник по основам языка

Справочник по языку Паскаль

А эти разделы только в полной версии справочника(Жмите «Скачать»):

  • Массивы
  • Строки
  • Процедуры и функции
  • Операторы выхода
  • Модули
  • Множества
  • Записи
  • Файлы
  • Текстовые файлы
  • Компонентные файлы
  • Бестиповые файлы
  • Последовательный и прямой доступ
  • Указатели
  • Динамические переменные
  • Динамические структуры данных
  • Стеки
  • Очереди
  • Линейные списки
  • 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

    Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Алгоритмический язык содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания-выражениями, предложения-операторами. Символы, элементарные конструкции, выражения и операторы составляют иерархическую структуру, поскольку элементарные конструкции образуются из последовательности символов, выражения-это последовательность элементарных конструкций и символов, а оператор-последовательность выражений, элементарных конструкций и символов.

    Описание яыка есть описание четырех названных элементов. Описание символов заключается в перечислении допустимых символов языка. Под описанием элементарных конструкций понимают правила их образования. Описание выражений-это правила образования любых выражений, имеющих смысл в данном языке. Описание операторов состоит из рассмотрения всех типов операторов, допустимых в языке. Описание каждого элемента языка задается его синтаксисом и семантикой. Синтаксические определения устанавливают правила построения элементов языка. Семантика определяет смысл и правила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксические определения.

    Cимволы языка-это основные неделимые знаки, в терминах которых пишутся все тексты на языке.

    Элементарные конструкции -это минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл. Они образуются из основных символов языка.

    Выражение в алгоритмическом языке состоит из элементарных конструкций и символов, оно задает правило вычисления некоторого значения.

    Оператор задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Для описания сложного действия может потребоваться группа операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор или блок.

    Действия, заданные операторами, выполняются над данными. Предложения алгоритмического языка, в которых даются сведения о типах данных, называются описаниями или неисполняемыми операторами.

    Объединенная единым алгоритмом совокупность описаний и операторов образует программу на алгоритмическом языке.

    В процессе изучения алгоритмического языка необходимо отличать алгоритмический язык от того языка, с помощью которого осуществляется описание изучаемого алгоритмического языка. Обычно изучаемый язык называют просто языком, а язык, в терминах которого дается описание изучаемого языка метаязыком.

    Читать еще:  Курсы по языку программирования си

    Синтаксические определения могут быть заданы формальными или неформальным способами. Существуют три формальных способа:

    • металингвистическая символика, называемая Бэкуса-Наура формулами;
    • синтаксические диаграммы;
    • скобочные конструкции.

    Мы в последующем изложении будем пользоваться неформальным способом.

    2. ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ

    Основные символы языка-буквы, цифры и специальные символы-составляют его алфавит. ТУРБО ПАСКАЛЬ включает следующий набор основных символов:

    1. 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:
    2. _ подчеркивание
    3. 10 цифр:
    4. знаки операций:
    5. ограничители:
    6. спецификаторы:
    7. служебные (зарезервированные) слова:

    Кроме перечисленных, в набор основных символов входит пробел. Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.

    3. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

    Элементарные конструкции языка ПАСКАЛЬ включают в себя имена, числа и строки.

    Имена (идентификаторы) называют элементы языка — константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Имя — это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В именах может использоваться символ _ подчеркивание. Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются 63 символа.

    Не разрешается в языке ПАСКАЛЬ использовать в качестве имен служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.

    Для улучшения наглядности программы в нее могут вставляться пробелы. По крайней мере один пробел требуется вставить между двумя последовательными именами, числами или служебными и стандартными именами. Пробелы нельзя использовать внутри имен и чисел.

    Примеры имен языка ПАСКАЛЬ:

    Числа в языке ПАСКАЛЬ обычно записываются в десятичной системе счисления. Они могут быть целыми и действительными. Положительный знак числа может быть опущен. Целые числа записываются в форме без десятичной точки, например:

    Действительные числа записываются в форме с десятичной точкой или в форме с использованием десятичного порядка, который изображается буквой Е:

    ПАСКАЛЬ допускает запись целых чисел и фрагментов действительных чисел в форме с порядком в шестнадцатиричной системе счисления:

    Строки в языке ПАСКАЛЬ — это последовательность символов, записанная между апострофами. Если в строке в качестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следует записать два апострофа. Примеры строк:

    ‘СТРОКА’ ‘STRING’ ‘ПРОГРАММА’ ‘АД»ЮТАНТ’

    4. КОНЦЕПЦИЯ ТИПА ДЛЯ ДАННЫХ

    В математике принято классифицировать переменные в соответствии с некоторыми важными характеристиками. Производится строгое разграничение между вещественными, комплексными и логическими переменными, между переменными, представляющими отдельные значения и множество значений и так далее.

    При обработке данных на ЭВМ такая классификация еще более важна. В любом алгоритмическом языке каждая константа, переменная, выражение или функция бывают определенного типа.

    В языке ПАСКАЛЬ существует правило: тип явно задается в описании переменной или функции, которое предшествует их использованию. Концепция типа языка ПАСКАЛЬ имеет следующие основные свойства:

    1. любой тип данных определяет множество значений, к которому принадлежит константа, которые может принимать переменная или выражение, или вырабатывать операция или функция;
    2. тип значения, задаваемого константой, переменной или выражением, можно определить по их виду или описанию;
    3. каждая операция или функция требует аргументов фиксированного типа и выдает результат фиксированного типа. Отсюда следует, что транслятор может использовать информацию о типах для проверки вычислимости и правильности различных конструкций. Тип определяет:
    4. возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
    5. внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;
    6. операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

    Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня. В языке ПАСКАЛЬ существуют скалярные и структурированные типы данных.

    К cкалярным типам относятся стандартные типы и типы, определяемые пользователем.

    Стандартные типы включают целые, действительные, символьный, логические и адресный типы. Типы, определяемые пользователем, — перечисляемый и интервальный.

    Структурированные типы имеют четыре разновидности: массивы, множества, записи и файлы.

    Кроме перечисленных, TURBO PASCAL включает еще два типа — процедурный и объектный.

    Из группы скалярных типов можно выделить порядковые типы, которые характеризуются следующими свойствами:

    1. все возможные значения порядкового типа представляют собой ограниченное упорядоченное множество;
    2. к любому порядковому типу может быть применена стандартная функция Ord, которая в качестве результата возвращает порядковый номер конкретного значения в данном типе;
    3. к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Pred и Succ, которые возвращают предыдущее и последующее значения соответственно;
    4. к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Low и High, которые возвращают наименьшее и наибольшее значения величин данного типа.

    В языке ПАСКАЛЬ введены понятия эквивалентности и совместимости типов. Два типа Т1 и Т2 являются эквивалентными (идентичными), если выполняется одно из двух условий:

    1. Т1 и Т2 представляют собой одно и то же имя типа;
    2. тип Т2 описан с использованием типа Т1 с помощью равенства или последовательности равенств. Например:

    Менее строгие ограничения определены совместимостью типов. Например, типы являются совместимыми, если:

    1. они эквивалентны;
    2. являются оба либо целыми, либо действительными;
    3. один тип — интервальный, другой — его базовый;
    4. оба интервальные с общим базовым;
    5. один тип — строковый, другой — символьный.

    В ТУРБО ПАСКАЛЬ ограничения на совместимость типов можно обойти с помощью приведения типов. Приведение типов позволяет рассматривать одну и ту же величину в памяти ЭВМ как принадлежащую разным типам. Для этого используется конструкция

    представляет собой значение кода символа ‘Z’ в двухбайтном представлении целого числа, а

    даст значение 22, поскольку целое число 534 имеет тип Word и занимает два байта, а тип Byte занимает один байт, и в процессе приведения старший байт будет отброшен.

    5. СТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ

    К стандартным относятся целые, действительные, логические, символьный и адресный типы.

    ЦЕЛЫЕ типы определяют константы, переменные и функции, значения которых реализуются множеством целых чисел, допустимых в данной ЭВМ.

    Урок 1. Первая программа на языке Паскаль

    Урок из серии: «Язык программирования Паскаль»

    Для начала написания непосредственно кода программы надо знать ее структуру: как правильно записываются команды, в каком порядке.

    На первом занятии вы узнаете:

    1. Какова структура программы на языке Паскаль.
    2. Как написать простейшую программу.

    Для создания программ можно использовать среду программирования Pascal ABC.

    Если Паскаль на компьютере не установлен: Скачать PABCDistr.rar .

    Структура программы

    Программа на языке Паскаль начинается с заголовка, имеющего следующий вид:

    За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.

    После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова begin (начало) и заканчивается служебным словом end (конец).

    В этом разделе задаются действия над объектами программы, описанными в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова end ставится точка.

    Общий вид программы:

    В разделе описаний не обязательно должны быть все разделы.

    В наших первых программах будет только один раздел — раздел Var (variable — переменная), в котором мы будем объявлять те переменные, которые будем использовать в разделе операторов.

    Как написать простейшую программу

    Рассмотрим простейшую задачу с линейным алгоритмом.

    Для записи программы с линейным алгоритмом нам нужно описать входные и выходные данные, нужны процедуры для вводы и вывода данных и оператор присваивания.

    Задача. Ввести с клавиатуры два числа. Вывести на экран их произведение.

    Пояснения к программе

    Имя этой программы example_1.

    Из разделов описаний имеется лишь один — раздел переменных. Он начинается со служебного слова var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой.

    Читать еще:  Программирование кнопки андроид

    В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных.

    В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer).

    После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin.

    Первый встречающийся оператор — это writeln(‘текст’); — записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

    Следующий оператор — это readln(a,b); — читать данные с клавиатуры.

    В данном случае во время выполнения программы необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу.

    Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.

    После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez := a * b; (:= — это знак присваивания в языке Паскаль). Переменная rez получит значение, равное произведению числа a на число b .

    Следующий оператор — это снова оператор writeln(‘текст’,rez) — он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez.

    Затем следующий оператор writeln выведет на экран сообщение: »Нажмите », а оператор readln будет ожидать этого нажатия в окне выполнения.

    Завершает раздел операторов end с точкой.

    Выполнение программы

    После запуска программы на экране появляется сообщение:

    Введите два целых числа через пробел

    Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем , после этого появляется сообщение:

    Коротко о главном

    Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

    Если программа содержит несколько операторов, то они разделяются знаком точки с запятой.

    Начало и конец раздела операторов обозначаются ключевыми словами begin и end. После слова end в конце текста программы всегда ставиться точка. Она означает, что программа закончена.

    Команда вывода на экран — write(‘текст’) и writeln(‘текст’) отличаются положением курсора после выполнения команды. Команда write(‘текст’) оставляет курсор на той же строке, что и текст, а writeln переводит курсор на новую строку.

    Компиляция выполняется клавишей F9. Для выполнения программы надо нажать Ctrl+9.

    Общие сведения о языке программирования Pascal

    Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

    Помогает проект «Инфоурок»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

    Ключевые слова язык программирования программа алфавит служебные слова типы данных структура программы оператор присваивания

    Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами. Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

    Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. A, B, C, …, X Y, Z Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Специальные символы a, b, c,…, x, y, z 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические, препинания, скобки и другие

    Алфавит языка В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы). : = Неделимые элементы Знак операции присваивания Знаки больше или равно, меньше или равно Начало и конец комментария > = и ; const ; var ; begin ; ; … end. Операторы — языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

    Оператор присваивания Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти. Общий вид оператора: Команда присваивания :=

    Оперативная память Выполнение оператора присваивания Процессор 10 + 5 a s b 10 5 10 15 5 a:=10; b:=5; s:=a+b

    Самое главное Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля. Типы данных в языке Паскаль: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие. В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить: 1) заголовок программы; 2) описание используемых данных; 3) описание действий по преобразованию данных (программный блок). Общий вид программы: program ; const ; var ; begin ; ; … end.

    Вопросы и задания В честь кого назван язык программирования Паскаль? Почему язык программирования Паскаль считается универсальным? Что входит в состав алфавита Паскаля? Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль? Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль? Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль? Как записывается раздел описания переменных? Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления: а) значения функции y = x2; б) площади прямоугольника; в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек; г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей. Опишите процесс выполнения операторов присваивания: a:=3 b:=4 a:=a+b Запишите оператор для: а) вычисления среднего арифметического переменных x1и x2; б) уменьшения на единицу значения переменной k; в) увеличения на единицу значения переменной i; г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

    Опорный конспект Оператор присваивания: := Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Структура программы Заголовок программы Описание данных Описание действий

    Электронные образовательные ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/9_75.swf — Понятие величины. типы величин http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/9_76.swf — Команда присваивания

    Выберите книгу со скидкой:

    История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс. Контурные карты

    350 руб. 55.00 руб.

    Контурные карты История России конец XVII-XVIII век. 8 класс. (Новые)

    350 руб. 55.00 руб.

    История России. 7 класс. Рабочая тетрадь.

    350 руб. 137.00 руб.

    История России. 6 класс. Рабочая тетрадь.

    350 руб. 137.00 руб.

    История России XX-начало XXI в. Атлас с контурными картами.

    350 руб. 106.00 руб.

    История России. XVI-конец XVII века. 7 класс. Контурные карты

    350 руб. 55.00 руб.

    История России. 8 класс. Рабочая тетрадь. История России. 8 класс. Рабочая тетрадь.

    350 руб. 137.00 руб.

    История России XIX – начало XX века. 9 класс. Контурные карты (Историко-культурный стандарт)

    350 руб. 55.00 руб.

    История России. 9 класс. Рабочая тетрадь.

    350 руб. 137.00 руб.

    ЕГЭ. История России в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы

    350 руб. 80.00 руб.

    ЕГЭ. История России в таблицах и схемах. 10-11 классы

    350 руб. 80.00 руб.

    История России в рассказах для детей. ХV — ХVII века

    350 руб. 137.00 руб.

    БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

    Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ;

    Язык программирования Паскаль назван в честь французского физика Паскаля, создавшего первую счетную машину.

    Преимущества перед другими языками:

    1. Наиболее близок к современной методике и технологии программирования.

    2. Успешно используется для записи программ на разных уровнях детализации, не прибегая к помощи блок-схем или специального языка проектирования программ.

    3. Предоставляет гибкие возможности в отношении используемых структур данных.

    АЛФАВИТ — это набор основных символов, с помощью которых составляется программа, а именно:

    1. Латинские буквы: A до Z. Язык не различает большие и маленькие буквы.

    Читать еще:  Основные термины программирования

    2. Русские буквы: А до Я. Они используются в программах только для написания комментария — для наглядности программ.

    4. Специальные символы:

    г) Группа служебных слов: and, array, begin, const, do, downto, else, end, for, function, goto, if, in, label, mod, nil, not, of, or, packet, procedure, program, record, repeat, set, then, to, tуpe, until, var, while, with.

    ОПЕРАТОР — это слово из латинских букв, определяющий вид обработки данных.

    В Паскале имеется 8 типов операторов, каждый из которых имеет определенное назначение.

    Операторы можно разбить на 3 группы.

    I. Простые операторы (они в своем составе не содержат других операторов)

    1. оператор присваивания;

    2. оператор процедуры;

    3. оператор перехода;

    4. пустой оператор;

    II. Производные операторы

    2.оператор цикла (варианта),

    III. Операторы ввода-вывода.

    Операторы друг от друга в программе отделяются “;”. В программе они выполняются в порядке следования. Этот порядок может быть нарушен с помощью операторов перехода, которые сами определяют своих преемников.

    ИМЕНА И ИДЕНТИФИКАТОРЫ. При обработке данных ЭВМ оперирует различными программными объектами: переменными величинами, функциями и т.д. При записи программ приходится ссылаться на используемые объекты. Для этой цели программным объектам даются индивидуальные имена — идентификаторы.

    Идентификатором называется последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. Идентификаторы могут быть стандартными или определенными пользователем.

    Стандартные идентификаторы служат для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций.

    Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом.

    Правила написания идентификаторов:

    · идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться и цифрой, и буквой),

    · идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы при написании идентификаторов недопустимы),

    · между двумя идентификаторами должен быть хотя бы один пробел,

    · максимальная длина идентификатора 127 символов, все они значимы.

    При написании идентификаторов можно использовать как прописные, так и строчные буквы. Компилятор не делает различий между ними, хотя они и имеют различные номера в стандартном коде обмена информацией.

    Пример: jk,ljra — верно

    ghj gas — ошибка (содержится пробел)

    1gas — ошибка(начинается с цифры)

    ВЫРАЖЕНИЯ. Решение любой задачи – это процесс получения новых данных из исходных по особым правилам. Эти правила задаются с помощью выражений.

    Выражения можно делить на два класса:

    1. арифметические выражения;

    2. логические выражения.

    Арифметические выражения состоят из арифметических операндов, знаков арифметических операций и круглых скобок. Арифметическими операндами являются константы, переменные, указатели функций (арифметических).

    Пример: (((2 * (3 + 4) * sin(x)/cos(x)) + 5/6) + 9 div 4) * exp(x)

    Логические выражения состоят из логических операндов, знаков логических операций и круглых скобок. Логическими операндами являются константы логического типа (true, false), переменные логического типа, указатели функций логического типа, отношения (a=b, c = ;

    const dlina1=100; k=0;

    Ряд констант определены стандартно, к ним можно обращаться без предварительного описания (например число ПИ — Pi).

    Раздел описания типов. Тип данных может быть описан непосредственно в разделе переменных, либо определяется идентификатором типа. Стандартные типы (integer, byte, real, char, boolean) не требуют описания в отличие от типов, образованных пользователем.

    Каждому вводимому типу дается имя (подобно стандартным типам), для указания требуемого типа достаточно указать его имя.

    Формат: type = ;

    Например: 1. TYPE Zel = (10,11. 150);

    2. TYPE Month=(Jan,Feb,Mar. Dec);

    3. var f, fbh, k : real;

    Раздел переменных. Переменная — объект, способный менять свои значения в процессе выполнения программы.

    Реальные данные, с которыми работает программа, — это числа, строки и логические величины (аналоги 1 и 0, «да» и «нет», «истина» и «ложь»). Каждая единица информации хранится в ячейках памяти компьютера, имеющих свои адреса. На практике заранее неизвестно, в каких конкретно ячейках памяти во время работы программы будут записаны ее данные, поэтому в языках програм­мирования введено понятие переменной, позволяющее отвлечься от конкретных адресов и обращаться к содержимому памяти с помощью идентификатора или имени — как правило, последовательности, содержащей английские буквы, цифры, символы подчеркивания и начинающейся не с цифры. Например:

    Это имя будет указывать на значение, о реальном адресе и способе хранения которого можно забыть. В процессе работы программы содержимое соответствующих ячеек можно менять, обращаясь к переменной по имени. Лучше выбирать такие названия, которые отражают назначение данной переменной.

    Кроме имени и значения, переменная обычно имеет тип, определяющий, какая информация хранится в данной переменной (число, строка и т. д.) Переменные с указанием их типа можно вводить в программу с помощью специальных команд описания (объявления, декларации). Это позволяет компилятору организовать эффективное хранение и обработку данных и повышает ясность исходных тестов. Каждый тип описывается своим ключевым словом.

    Значения переменных разных типов допускается преобразовывать друг в друга в соответствии с соглашениями языка программирования. Такой процесс называется приведением типов.

    Переменные могут существовать на всем протяжении работы программы — тогда они называются статическими, а могут создаваться и уничтожаться на разных этапах ее функционирования — такие переменные называются динамическими. Все остальные данные в программе, значение которых не меняется на протяжении ее работы, называются константами или постоянными.

    Каждой переменной дается имя и определяется ее тип. Это осуществляется в разделе переменных.

    Формат: var : ;

    var a,b,c : integer; A1: reаl;

    Попытка в процессе выполнения программы присвоить переменной значение иного типа — ошибка в программе.

    Раздел описания процедур и функций. В этом разделе размещаются тела подпрограмм. Подпрограммой называется программная единица, имеющая имя, по которому она может быть вызвана из других частей программы. В языке Паскаль роль подпрограмм выполняют процедуры и функции. В общем случае подпрограмма имеет ту же структуру, что и программа.

    Формат процедуры:

    PROCEDURE <(параметры)>;

    end;

    Формат функции:

    FUNCTION <(параметры)>:

    end;

    Раздел операторов. Раздел операторов является основным, в нем с предварительно описанными константами, переменными, значениями функций выполняются действия, позволяющие получать результат. Он начинается с BEGIN, а заканчивается словом END. Эти слова являются аналогом открывающейся и закрывающейся скобок.

    Комментарий. Комментарий — это пояснительный текст, который можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел.

    Текст комментария ограничен символами < >и может содержать русские, латинские буквы, цифры, символы алфавита языка Паскаль. В тексте не должны содержатся знаки ограничители комментария < >. На длину ограничений нет.

    4.2. Понятие о типах данных

    Одним из наиболее важных свойств языка Паскаль является возможность осуществить контроль правильности использования данных различных типов и полный набор структурированных типов данных.

    Каждый элемент данных относится к одному из конечного множества типов. Тип — это множество значений, которые могут принимать объекты программы, и совокупность операций, допустимых над этими значениями.

    Тип любого программного объекта определяет:

    1) множество допустимых значений, которые могут иметь объект;

    2) множество допустимых операций, которые применимы к объекту;

    3) формат внутреннего представления значения объекта (т.е. сколько байт ОП представляется данной переменной).

    В Паскале можно вводить разветвлённую структуру типов данных. Все допустимые в языке типы разделяются на две большие группы: скалярные (простые) и структурированные. Скалярные подразделяются на стандартные и описанные пользователем. Структурированные базируются на скалярных и их различных комбинациях.

    К простым типам относятся: целый, вещественный, логический (булевский), литерный, перечисляемый и тип-диапазон. Первые четыре типа называются стандартными простыми типами. Перечисляемый тип и тип-диапазон относятся к типам, определяемым пользователем.

    К структурированным типам относятся: массивы, записи, множества и файлы. Структурированные типы, указатели, строки, процедурные типы базируются на простых и могут содержать их различные комбинации.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector