Green-sell.info

Новые технологии
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды сред программирования

Виды сред программирования

Среды программирования (или как их еще называют, среды разработки) — это программы, в которых программисты пишут свои программы. Иными словами, среда программирования служит для разработки ( написания) программ и обычно ориентируется на конкретный язык или несколько языков программирования (в этом случае языки, обычно, принадлежат одной языковой группе, например, Си-подобные). Интегрированная среда программирования содержит в себе все необходимое для разработки программ:

  • редактор с подсветкой синтаксиса конкретного языка программирования. В нем программист пишет текст программы, так называемый программный код;
  • компилятор. Он, как мы уже с вами знаем, транслирует программу, написанную на высокоуровневом языке программирования в машинный язык (машинный код), непосредственно понятный компьютеру. Язык С++ относится к компилируемым языкам, поэтому для обработки текстов его программ служит компилятор, иногда вместо компилятора (либо вместе с ним) используется интерпретатор, для программ, написанных на интерпретируемых языках программирования;
  • отладчик. Служит для отладки программ. Как мы все знаем, ошибки в программах допускают абсолютно все: и новички, и профессионалы — они могут быть синтаксическими (обычно они выявляются еще на стадии компиляции) и логическими. Для тестирования программы и выявления в ней логических ошибок служит отладчик.

Мы рассмотрели базовую комплектацию среды программирования, но иногда в них присутствуют еще и такие компоненты, как система управления версиями, различные инструменты для конструирования графического интерфейса программы, браузер классов, инспектор объектов и другие.

Общее описание работы среды программирования

Давайте сейчас подробно рассмотрим процесс разработки программы в среде программирования, от момента начала написания кода программы до получения скомпилированного экзешника (файла с расширением .exe), который уже можно непосредственно запускать вне среды разработки. Как правило, для того, чтобы выполнить программу на С++, надо пройти шесть этапов:

  • Первый этап — редактирование;
  • Второй этап — предварительная (препроцессорная) обработка;
  • Третий этап — компиляция;
  • Четвертый этап — компоновка;
  • Пятый этап — загрузка;
  • Шестой этап — выполнение.

Мы остановимся на системе С++, ориентированной на UNIX, чтобы лучше понять этот процесс. В Windows некоторые из этих этапов будут проходить автоматически без участия программиста.

Редактирование. Это первый этап разработки программы в среде программирования и представляет он собой редактирование файла (исходного файла, который в последствии будет содержать код программы). Он выполняется с помощью редактора программ, который напоминает нам обычный текстовый редактор, такой как блокнот, word и т.д. Программист набирает в этом редакторе свою программу на С++ и, если это необходимо, вносит в нее различные изменения или исправления. Одним словом, работает с кодом программы как с обычным текстом. Имена файлов программ на С++ часто оканчиваются расширением .с или .срр. (это вы сами сможете пронаблюдать, когда загляните в папку с проектом).

Предварительная (препроцессорная) обработка. На этом этапе программист дает команду компилировать программу. Но прежде чем компилятор приступит к компиляции вашей программы, производится предварительная обработка программы. Что это значит? Любая программа в С++ подчиняется специальным командам, именуемым директивами препроцессора (обычно начинаются они со специального символа «#») , которые указывают, что в программе перед ее компиляцией нужно выполнить определенные преобразования. Обычно эти преобразования состоят во включении других текстовых файлов в файл, подлежащий компиляции, и выполнении различных текстовых замен. Создается файл с расширением .i .В нашей первой программе в следующей главе уже будет присутствовать подключение такого файла с помощью директивы препроцессора.

Компиляция. На этом этапе компилятором проверяется текст программы на наличие синтаксических ошибок и затем, если все хорошо, текст программы с подстановками, сделанными на предыдущем этапе, преобразуется в машинный код (код на языке, уже непосредственно понятный компьютеру). Иногда его еще называют объектным. На этом этапе создается файл с расширением .obj. Также в вашей программе могут использоваться кусочки уже готового машинного кода, расположенного в иных библиотеках (например, в файлах с расширением .lib). На этапе компиляции эти библиотеки еще не будут подключены к только что созданному машинному коду. Они подключаются на следующем этапе.

Компоновка. Следующий этап называется компоновка. Программы на С++ обычно содержат ссылки на функции, определенные где-либо вне самой программы, например, в стандартных библиотеках или в личных библиотеках групп программистов, работающих над данным проектом. Объектный код, созданный компилятором, обычно содержит «дыры» из-за этих отсутствующих частей. Компоновщик связывает объектный код с кодами отсутствующих функций, чтобы создать исполняемый загрузочный модуль (без пропущенных частей). Получаем в итоге файл с расширением .exe (для Windows), либо .out (для Linux).

Загрузка. Следующий этап называется загрузка. Перед выполнением программа должна быть размещена в оперативной памяти компьютера. Это делается с помощью загрузчика, который забирает исполняемый загрузочный модуль с диска (наш файл с расширением .exe) и перемещает его в оперативную память.

Выполнение. И наконец, рассмотрим самый последний этап — выполнение. С этого момента компьютер под управлением своего ЦПУ (центральное процессорное устройство) начинает последовательно выполнять в каждый момент времени по одной команде программы. Эти моменты времени носят название такт, каждый процессор имеет свою тактовую частоту, которую задает его внутренний тактовый генератор. Чем более высокая частота работы вашего процессора, тем, соответственно, лучше и тем быстрее выполняются ваши программы. На маленьких программах это, конечно же, не очень ощутимо, но когда запускаете какую-нибудь новомодную игрушку, то все очень даже заметно.

Среда CodeBlocks

Для разработки своих программ лично я использую среду программирования CodeBlocks. Вам, как начинающим советую использовать именно ее, т.к. она проста в использовании и, соответственно, лучше приемлема для начинающего программиста. В этой среде есть минимально необходимый комплект (редактор, компилятор и отладчик) для разработки программ. А сейчас займемся установкой (скачать CodeBlocks можно в разделе «В помощь программисту»):

  • Распаковываем скачанный архив и запускаем инсталляционный файл, соглашаемся с лицензией. В окошке выбора компонентов для установки выбираем либо standart, либо full (принципиальной разницы нет).
  • Выбираем путь установки, либо оставляем по умолчанию, ставим.
  • Процесс установки благополучно завершен.
  1. Среда программирования — это программа, в которой программисты разрабатывают свои программы.
  2. Основные компоненты среды программирования — это редактор, компилятор и отладчик.
  3. В редакторе набирается текст программы. Редактор имеет подсветку синтаксиса конкретного языка программирования.
  4. Компилятор переводит программу, набранную в редакторе, в машинный язык, непосредственно понятный компьютеру.
  5. Отладчик служит для нахождения ошибок в программе. А без ошибок в программах не бывает даже у очень опытных программистов.

Компьютер с нуля

Системы программирования и инструментальные среды

Очень специфический вид программного обеспечения для компьютера это системы программирования.

Система программированиякомплекс языковых и программных средств, предназначенных для автоматизации процесса составления, отладки программы и подготовки ее к выполнению.

В данный класс программного обеспечения входят средства (инструментарии) для создания других программ и программных комплексов.

В общем случае, программа — это последовательность предписаний (команд), записанных на языке, понятном некоторому исполнителю (процессору).

Язык, который понятен процессору, состоит из 0 и 1. Поэтому программа, записанная таким образом, носит название машинного кода .

Однако, такой язык не понятен для человека, поэтому для желающих писать программы были придуманы языки программирования высокого уровня (такое название было дано для того, чтобы отличить их от языков, непосредственно понятных машинам), которые позволяют быстро и понятно (для людей) записать последовательность действий, которые должен выполнить компьютер.

Общая классификация языков программирования

Уровни языков программирования

Уровень языка программирования определяет степень его удаленности от языка процессора и приближенности к естественному или формальному языку, используемого человеком. (Чем выше уровень, тем дальше он от компьютера и ближе к человеку).

На схеме изображен состав системы программирования.

Состав системы программирования

Язык программирования — это специально обусловленный набор символов, слов и мнемонических (особым образом организованных и заранее оговоренных) сокращений, используемых для записи набора команд (программы), воспринимаемых компьютером.

Синтаксис языка программирования это перечень правил записи программ из элементов этого языка.

В настоящее время существует несколько сотен языков высокого уровня, получивших название алгоритмических языков. Каждый из этих языков имеет свой синтаксис и ориентирован на решение задач определенного класса. К наиболее популярным относятся Basic, Pascal, C++, Prolog.

Для подготовки текста программы на любом алгоритмическом языке требуется специальная программа, называемая текстовым редактором, который является первым инструментом в сложном деле написания программ.

Процессор понимает только язык машинных команд. Поэтому обязательным элементом любой системы программирования является транслятор.

Транслятор (translator) — это программа, предназначенная для перевода (трансляции) описания алгоритма с одного формального языка на другой.

Этап трансляции кода программы является обязательным.

Этап превращения программы, написанной на языке высокого уровня, в машинный код реализуется в двух вариантах.

1. В первом случае транслятор берет из файла программу на языке высокого уровня и переводит в программу на машинном языке всю целиком, записывая ее в файл с расширением obj. Программу, записанную в такой файл, принято называть объектным модулем, а транслятор, который выполняет такой перевод, называют компилятором . К компилируемым языкам относятся языки: Паскаль, Си, Фортран и др.

2. Во втором случае транслятор берет из файла с программой на языке высокого уровня по одному предписанию (команде), транслирует ее и сразу исполняет эту команду. Такой транслятор называют интерпретатором . К интерпретируемым языкам относятся: Бейсик, Пролог, Лисп и др.

Современные инструментальные среды (системы программирования), как правило, используют компилятор. В связи с этим не лишним будет представление о том, как же объектный модуль превращается в исполняемую программу, которая и хранится в файле с расширением ЕХЕ или СОМ.

Алгоритм получения исполняемой программы

Данное превращение осуществляет компьютерная программа, называемая редактор связей.

Редактор связей это программа, осуществляющая преобразование объектного модуля в исполняемую программу.

Объектный модуль представляет собой схему будущей программы. В нем отсутствует масса важных вещей, связанных с конкретной операционной системой, особенностями ее обмена с клавиатурой, дисплеем, диском, оперативной памятью и т.п. Редактор связей берет из специальной библиотеки (ее принято называть системной библиотекой подпрограмм) все необходимые для работы блоки (подпрограммы) и в файле с расширением ЕХЕ «склеивает» исполняемую программу из объектного модуля и этих блоков.

Таким образом, системы программирования предназначены для создания программ для компьютера и включают следующие основные компоненты:

  • текстовые редакторы (редакторы программ);
  • трансляторы (компиляторы, интерпретаторы);
  • редакторы связей.

Инструментальные среды

Раньше пользователи вводили текст программы с помощью специального или подходящего текстового редактора. Затем использовали другую программу — транслятор(компилятор) для перевода написанной программы в объектный модуль. Далее использовалась третья программа —компоновщик(называемая также сборщиком, или редактором связей), которая позволяла собрать единый исполняемый файл из отдельных модулей, а также снабжала его специальными стандартными блоками, обеспечивающими связь программы с внешними устройствами. И наконец, четвертая программа — загрузчик— загружала окончательно подготовленный исполняемый файл в оперативную память ЭВМ, который далее выполнялся по специальной команде.

Если на каком-либо этапе подготовки программы была допущена ошибка, все приходилось начинать заново. Таким образом, отладка программы была достаточно длительным, трудоемким и утомительным процессом.

В настоящее время разработаны и успешно используются системы программирования, представляющие собой единую инструментальную среду (или Turbo-среду), где в рамках одного программного пакета осуществляются все перечисленные выше операции. Кроме того, пакет обычно снабжается удобными средствами отладки программ, системой контекстной помощи и рядом дополнительных сервисных возможностей.

Инструментальная среда – это интегрированная система, которая позволяет писать, редактировать, отлаживать и запускать программы на выполнение, не выходя из самой среды.

В качестве примеров программных продуктов этого типа можно привести широко известные пакеты TurboBASIC, BorlandPascalwithObjects 7.0, Borland C++ (продукты фирмы BorlandInternationalInc.), а также QuickBASIC, QuickPascal, Quick С (продукты фирмы Microsoft) и многие другие.

Виды программирования

Процедурное (императивное) программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ. Программа на процедурном языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих процедуру решения задачи. Основным является оператор присваивания, служащий для изменения содержимого областей памяти. Концепция памяти как хранилища значений, содержимое которого может обновляться операторами программы, является фундаментальной в императивном программировании. Процедурный язык программирования предоставляет возможность программисту определять каждый шаг в процессе решения задачи. Особенность таких языков программирования состоит в том, что задачи разбиваются на шаги и решаются шаг за шагом. Императивное программирование наиболее пригодно для реализации небольших подзадач, где очень важна скорость исполнения на современных компьютерах.

К процедурным языкам программирования относятся: Ada, Basic (версии, начиная с Quick Basic до появления Visual Basic), Си, КОБОЛ, Фортран, Модула-2, Pascal, ПЛ/1, Рапира, REXX.

Структурное программирование — методология разработки программного обеспечения в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков построенных из трёх типов базовых конструкций: последовательного выполнения, ветвления и цикла.

Объектно-ориентированное программирование — это методология программирования, которая основана на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является реализацией определенного класса (типа данных особого вида), а классы образуют иерархию, основанную на принципах наследования.

Под объектами понимается объединение данных и обрабатывающих их процедур в единое целое. Объекты могут обмениваться между собой сообщениями. При получении объектом сообщения запускается соответствующий ему обработчик, иначе называемый методом. У объекта есть ассоциативный контейнер, который позволяет получить по сообщению его метод для его обработки. Кроме этого, у объекта есть объект-предок. Если метод для обработки сообщения не найден, сообщение будет перенаправлено объекту-предку. Эту структуру в целом (таблица обработчиков + предки) из соображений эффективности выделяют в отдельный объект, называемый классом данного объекта. У самого объекта будет ссылка на объект, представляющий его класс. Объекты взаимодействуют исключительно через посылку сообщений друг другу.

Важно выделить следующие три основные свойства объектов.

Инкапсуляция (защита данных) — механизм, который объединяет данные и методы, манипулирующие этими данными, и защищает и то и другое от внешнего вмешательства.

Наследование — это процесс, посредством которого один объект может наследовать свойства другого объекта и добавлять к ним черты, характерные только для него. Отношение «потомок-предок» на классах принято называть наследованием.

Полиморфизм — это свойство, которое дает возможность подмены объекта другим объектом со сходной структурой класса. Поэтому если в каком-либо сценарии взаимодействия объектов заменить произвольный объект другим, способным обрабатывать те же сообщения, сценарий так же будет реализуем.

Декларативное программирование. Особое внимание в декларативном программировании уделяется тому, что нужно сделать, а не тому, как это нужно сделать (в императивных языках). Здесь главным является точная формулировка задачи, а выбор и применение необходимого алгоритма для ее решения — проблема исполняющей системы, но не программиста. Например, веб-страницы на языке HTML декларативны, так как они описывают, что должна содержать страница, а не как отображать страницу на экране. Этот подход отличается от языков императивного программирования, требующих от программиста указывать алгоритм для исполнения.

Существуют две ветви декларативного программирования: функциональное, основанное на математическом понятии функции, которая не изменяет свое окружение, в отличие от функций в процедурных языках, допускающих побочные эффекты, и логическое, в котором программы выражены в виде формул математической логики, и компьютер для решения задачи пытается вывести логические следствия из них.

Логическое программирование основано на математической логике. Но самым известным языком логического программирования является ПРОЛОГ (Prolog). Программа на языке ПРОЛОГ содержит две составные части: факты и правила. Факты представляют собой данные, с которыми оперирует программа, а совокупность фактов составляет базу данных ПРОЛОГа, которая, по сути, является реляционной базой данных. Основная операция, выполняемая над данными, — это операция сопоставления, называемая также операцией унификации или согласования.

Как и для других декларативных языков, при работе с ним программист описывает ситуацию (правила и факты) и формулирует цель (запрос), позволяя интерпретатору ПРОЛОГа найти для него решение задачи. Под интерпретатором ПРОЛОГа понимается механизм решения задачи при помощи языка ПРОЛОГ. Программа на языке ПРОЛОГ представляет собой набор фактов и (возможно) правил. Если программа содержит только факты, то ее называют база данных. Если она содержит еще и правила, то часто используют термин база знаний.

В отличие от программ, составленных на языках процедурного типа, предписывающих последовательность шагов, которые должен выполнять компьютер для решения задачи, на ПРОЛОГе программист описывает факты, правила, отношения между ними, а также запросы по проблеме. Самое характерное применение ПРОЛОГа — это экспертные системы.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое программа? Что понимают под исполнителем?

2. Что представляет собой машинный код?

3. Что такое транслятор? Перечислите типы трансляторов.

4. Как работает интерпретатор? В чем его достоинства?

5. В чем заключается достоинство компиляторов?

6. Какие компоненты входят в состав интегрированной системы программирования?

7. Что понимается под структурой данных, какова классификация структуры данных?

8. Что понимается под массивами данных и какие операции можно с ними производить?

9. Какие существуют алгоритмы сортировки массивов?

10. Каково назначение подпрограмм?

11. Для чего нужна библиотека подпрограмм?

12. Какие существуют виды программирования?

Литература

1. Ставровский А.Б., Карнаух Т.А. Первые шаги к программированию. Самоучитель. — М.: Вильямс, 2006. — 400 с.

2. Окулов С. Основы программирования Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2008. — 383 с.

3. Канцедал С.А. Основы алгоритмизации и программирования. — М.: Форум, 2008. — 351 с.

4. httn//www myfreesoft ru/default-windows-nroprams html — стандартные программы Windows

5. httn//khni-iin mink kharkiv edu/lihrary/datastr/hook/nrt01 html#lb11 — модели и структуры данных

6. httn://www.intuit.ru/denartment/se/nhmsu/11/3.html#sect5 — модели и структуры данных

7. http://inf.1sentemher.ru/2007/15/00.htm — энциклопедия учителя информатики

8. http://www.delnhi.int.ru/articles/119/ — подпрограммы.

9. httn//inroc ru/narallel-nroPramminP/lection-5/ — сортировка кучей.

Какие среды программирования бывают?

Какие виды сортировки бывают
Какие виды сортироыуи бывают на с++ и команды

Какие бывают виды указателей
Какие бывают виды указателей а то что не могу найти надо 4 вида.

Что такое модификаторы и какие они бывают?
Ребят помгите скажите что такое модификаторы в С++ и какие они бывают?

Какие задания бывают на соревнованиях по программированию или куда стремиться новичку?
Привет. Хотел спросить у знающих гуру какие типы заданий бывают к примеру на Code Jam или.

Я использую Qt Creator, так как он идёт в комплекте с библиотекой Qt, с помощью которой можно создавать GUI приложения для разных платформ. И не только GUI классы есть. Это богатая библиотека. Первая консольная программа на C++ в среде Qt Creator

hoggy, не знаю, я использую 32x битный

Добавлено через 1 минуту
Скорее всего, нужно собрать Qt из исходников с помощью mingw64

P.S. Я бы не стал тратить на это время. 32 — тоже неплохо

Библиотеки модулей Qt должны быть собраны тем же компилятором

Добавлено через 4 минуты
Вплоть до того, что я собрал Qwt (создал qwt.dll) с помощью MinGW, который идёт с Qt5.3 (или 5.2, не помню), а в Qt5.4 она не работает (завершается приложение незапустившись). Пришлось пересобирать Qwt (Qwt — это библиотека для построения графиков)

Но в QtCreator, что бы указатель компиляторо нужно пройти нехилый такой квест.

Настраиваются пути к стандартной либе,
компилятору, ещё куча каких то непонятных настроек.

Настройка дебаггера — отдельная песня.

Потом начинаются какие то проблемы с рантаймом-с++ оууу.

Что бы просто обновить компилятор, проще переустановить всю кутю целиком,
чем долбаться с настройкой нового.

Так то из коробки все автоматом ставиться.

Qt Creator сильно изменился с тех пор, когда я его видел в последний раз.

Главное, чтобы либы Qt были созданы этим компирятором

А с настройками впервые конечно теряешься, а когда раза 3-5 настроишь, то разберёшься. Я когда статическую сборку делал, то тоже поначалу не мог настроить, а потом нормально

Вот собирать Qt из исходников — это действительно то ещё действо, там столько флагов, что если что-то забыл, то потом заново 3-4 часа собираешь

Заказываю контрольные, курсовые, дипломные и любые другие студенческие работы здесь.

Выбор среды программирования
Доброго времени суток. Желаю учится С++,но нужно правильно выбрать среду.Есть два компа.Один на ХР.

Запуск программы вне среды программирования
Доброго времени суток. Можно ли как-нибудь сделать отдельную от C++ Builder программу? Что бы её.

Бесплатные среды (IDE) для программирования на С/С++
Наиболее актуальная информация находятся в конце темы. Убедительная просьба дочитывать тему до.

Выбор среды программирования для работы со звуком
Здравствуйте, господа! Меня зовут Миша и мне очень важно получить ваш совет. Передо мной появилась.

Виды сред программирования


Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс — подробно
Линукс — новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей

Программные среды разработки и исполнения программ

Программная среда разработки пользовательской программы

Программную среду (программное окружение) разработки пользовательской программы составляет совокупность программных средств (системных программ), используемых при создании и исполнении программы в данной аппаратно-операционной среде.
В понятие аппаратно-операционной среды входит набор устройств компьютера и средств операционной системы. Поскольку изложение этих понятий лежит вне рамок рассматриваемого здесь материала, то ограничимся лишь очень краткой характеристикой тех их составляющих, которые будут упоминаться в дальнейшем.
Основные устройства персонального компьютера:

Процессор — выполняет выборку команд программы, выборку аргументов команды, ее исполнение и отсылку на запоминание полученных результатов.

Оперативная память — служит для хранения кода программы и ее данных. Представляет собой последовательность перенумерованных элементов (слов, байтов, битов), номер — адрес элемента. Оперативная память выделяется программе и ее данным только на время исполнения программы.

Внешняя память — предназначена для долговременного хранения большого объема информации. Информация, хранящаяся во внешней памяти, используется процессором только через оперативную память; для обмена информацией между этими двумя видами памяти имеются специальные команды.

Внешние устройства (клавиатура, дисплей, принтер и др.) — служат для взаимодействия компьютера с пользователем и другими устройствами.

Управлением всех устройств компьютера занимается операционная система (например, DOS, Windows и т.п.). Как и всякая программная система, она состоит из набора компонент (программ и данных). Основное отличие операционной системы от других программных систем — исполнение ее программ инициируется сигналами (прерываниями), поступающими от устройств компьютера. В свою очередь, программы операционной системы вырабатывают сигналы, заставляющие эти устройства выполнять «пользовательские» программы в соответствии с определенными правилами, определяемыми в данной операционной системе.

В целом аппаратные устройства и операционные средства создают ту операционную среду, в которой работают системные и пользовательские программы.

Одной из программных сред, специально ориентированных на разработку пользовательских программ, является программная среда, создаваемая системой программирования Турбо Паскаль.

Она является достаточно удобным средством разработки программ в силу нескольких факторов:

-язык Турбо Паскаль впитал в себя многие понятия и средства, лежащие в основе основных стилей разработки (модульный, структурный, надежный, объектно-ориентированный);
— интегрированная среда программирования Турбо Паскаль создает программное окружение, достаточно эффективно поддерживающее различные стили разработки.

Среда программирования Турбо Паскаль называется интегрированной (имеет интегрированную инструментальную оболочку), так как состоит из нескольких компонентов, взаимосвязанных общностью представления информации, взаимно дополняющими видами обработки информации и единым пользовательским интерфейсом. Находясь внутри этой среды, можно использовать ее компоненты — набирать и редактировать программы, компилировать их, компоновать, отлаживать и исполнять.
Основные компоненты системы: экранный текстовый редактор, компилятор, компоновщик, отладчик, справочная подсистема.

Благодаря естественному и не требующему большого количества манипуляций переходу от одного вида обработки к другому, рассматриваемую систему программирования называют Турбо-системой.

Все этапы создания программ в интегрированной среде можно выполнить с помощью системы меню, имеющей довольно сложную древовидную структуру. Основное (главное) меню всегда содержится в верхней строке экрана. Оно состоит из следующих полей (подменю):

File (работа с файлами),
Edit (редактирование),
Search (поиск),
Run (выполнение),
Compile (компиляция),
Debug (отладка),
Options (параметры),
Windows (окна),
Help (помощь).

При выборе любого из этих полей в поле экрана появляется соответствующее ниспадающее меню. Наиболее используемым из них является меню File (работа с файлами).
С его помощью можно выполнять основные работы с файлами: вызывать имеющиеся файлы (Open), создавать новые (New), записывать на диск (Save), переименовывать редактируемый файл и записывать его на диск под новым именем (Save as), распечатывать редактируемый файл на принтере (Print), изменять текущий каталог, в котором производится поиск и запись файлов (Change dir), прекращать работу в интегрированной среде и выходить в операционную систему (Exit).

Компонентом интегрированной среды Турбо Паскаль, с которым непосредственно взаимодействует пользователь, является экранный текстовый редактор. Он обладает многими возможностями по созданию и корректировке текстов Паскаль-программ. Он позволяет работать сразу с несколькими Паскаль-программами, размещенными в разных окнах редактирования, перемещаться между ними, переносить между ними информацию. При этом (как и при редактировании в каждом отдельном окне) нужно использовать буфер Clipboard.

Компилятор интегрированной среды Турбо Паскаль является основным ее компонентом. Компиляция — процесс преобразования (перевода, трансляции) текста, написанного на языке программирования, к виду, доступному для понимания вычислительной машиной (код программы). При компиляции к собственно коду программы добавляются коды подпрограмм используемых модулей.

Компилятор выполняет процесс трансляции программы в соответствии с заложенной в него информацией о языке программирования. Однако, создание программы не ограничивается использованием только собственно средств языка программирования.

Среда программирования расширяет возможности языка программирования, добавляя средства, работу с которыми она поддерживает. К ним относятся модули (в том числе системные, т.е. предоставляемые системой программирования), а также директивы (параметры) компилятора.

Таким образом средства программирования, т.е. средства написания программ, в среде Турбо Паскаль складываются из:

1. средств языка программирования Турбо Паскаль,
2. программных объектов используемых модулей,
3. средств управления процессом компиляции и исполнения программ — директив (параметров) компилятора.

Отметим несколько важных опций (режимов, параметров), которые обязательно нужно учитывать при создании и исполнении программ в среде Турбо Паскаль.
В меню Compile задание опции Compile вызывает компиляцию файла, находящегося в активном окне. При обнаружении синтаксической ошибки выдается сообщение о ней, а курсор указывает ее место в тексте; в противном случае компилятор выдает сообщение об успешной компиляции. Результатом успешной компиляции является машинное представление программы, готовой к исполнению. Если ведется активная работа по созданию, редактированию и тестированию программы, то для ускорения процесса компиляции лучше оставить готовую программу в оперативной памяти для непосредственного исполнения. Для этого нужно задать значение Memory для опции Destination меню Compile.

По завершении тестирования программы лучше сохранить ее в откомпилированном виде (в виде объектного файла с расширением .ехе) с тем, чтобы ее можно было запускать на исполнение отдельно от интегрированной среды. Для этого нужно задать значение Disk для опции Destination меню Compile.

Если компилируется не программа, а пользовательский модуль, то для опции Destination меню Compile задается всегда значение Disk. Откомпилированный модуль записывается в файл с расширением .tpu. Задать директорию (папку), в которой будет размещен этот файл, можно в параметре Directories меню Options.

Программная среда исполнения пользовательской программы

Понятие «программная среда исполнения» является важным современным понятием. Его можно определить, как совокупность объектов, доступных программе при ее исполнении.
Программный объект — носитель информации, который определяется некоторой совокупностью атрибутов (характеристик), один из которых — имя объекта. Программными объектами языка Турбо Паскаль являются константы, типы, переменные, функции, процедуры.

Программа при исполнении, может быть погружена в такую программную среду, в которой уже частично описаны объекты, необходимые этой программе. Возможность их использования существенно сокращает сложность программы, время ее создания, повышает ее надежность и экономичность.

Поскольку описать объекты, необходимые для всех программ, невозможно, то системой программирования обычно определяется некоторый набор наиболее часто используемых объектов. Эти объекты объединяются в несколько так называемых «системных» (стандартных, библиотечных) модулей, каждый из которых имеет некоторое целевое назначение.

Кроме того, любой из пользователей может описать необходимую его программам (программам для решения некоторого класса задач) совокупность объектов и объединить их в модули. Тогда для каждой из программ можно указать конфигурацию как системных, так и пользовательских модулей, которые необходимы для исполнения пользовательской программы. Совокупность объектов этих модулей составляет контекст исполнения программы.

Средства описания и механизм выборки (подключения) объектов модулей определяются программной средой и являются мощным и необходимым инструментарием поддержки исполнения программ.

В системе Турбо Паскаль стандартные (библиотечные) модули играют значительную роль. Они предоставляют всем пользовательским программам множество различных программных объектов, что существенно расширяет язык программирования, освобождая пользователей от необходимости описывать структуру и операции со сложными программными объектами (например, строками, текстовыми и типизированными файлами).

Каждый из стандартных модулей Турбо Паскаля содержит определение совокупности объектов, ориентированных на поддержку выполнения работ специального вида. Коротко укажем специализацию основных библиотечных модулей.

Модуль System обеспечивает поддержку ввода-вывода, обработку строк, операций над числами с плавающей точкой и управление динамической памятью.

Модули Dos и Windows поддерживают большинство наиболее часто используемых функций операционной системы и функций обработки файлов.

Модуль Crt содержит подпрограммы управления экранным (текстовым) режимом, позволяющие работать с клавиатурой и экраном, используя цвет, звук и окна.

Модуль Graph предоставляет широкий набор средств для работы с графикой. В нем определено несколько десятков функций и процедур, реализующих элементарные графические операции, и несколько десятков констант, обозначающих коды ошибок, цвет и вид линий и т.п.

В состав системы Турбо Паскаль входят также модули, поддерживающие другие, более специализированные виды работ.

Читать еще:  Программирование кнопки андроид
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector