Green-sell.info

Новые технологии
30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Переменная в программировании считается полностью заданной

Тесты по информатике с охватом нескольких тем

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тесты для учащихся 9 класса по информатике

Хваджаева Умакусум Гаджиевна учитель информатики

ГКОУ РД «Ахтининская СОШ Хунзахского района»

Пояснительная записка

Представлено 2 варианта тестов. Каждый вариант содержит по 16 вопросов, с помощью которых учитель может проверить качество усвоения пройденного материала. К каждому вопросу предлагаются 4 варианта ответа, из которых следует выбрать правильный.

Количество правильных ответов

Тесты составлены на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике»

Наименьшая единица измерения количества информации

Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?

Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от.

1) размера экрана дисплея
2) частоты процессора
3) напряжения питания
4) быстроты, нажатия на клавиши

Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?

3) системный блок

1) единица измерения информации
2) программа в оперативной памяти
3) текст, распечатанный на принтере
4) программа или данные на диске

Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает.

1) все стороны данного объекта
2) некоторые стороны данного объекта
3) существенные стороны данного объекта
4) несущественные стороны данного объекта

1)последовательность команд, которую может выполнить исполнитель
2) система команд исполнителя
3) математическая модель
4) информационная модель

Алгоритмическая структура какого типа изображена на блок-схеме?

)линейная
2) ветвление
3) подпрограмма
4) цикл

Что изменяет операция присваивания?

Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является.

1) абзац
2) точка экрана (пиксель)
3) слово
4) символ (знакоместо)

Инструментами в графическом редакторе являются.

1) линия, круг, прямоугольник

2) выделение, копирование, вставка
3) карандаш, кисть, ластик
4) наборы цветов (палитры)

Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100 х 100 точек. Каков информационный объем этого файла?

В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит.

2) CD-ROM-дисковод и звуковая плата
3) модем
4) плоттер

В электронных таблицах выделена группа ячеек А2:В4. Сколько ячеек входит в эту группу?

Результатом вычислений в ячейке С1 будет:

1) 6

Основным элементом базы данных является.

Чему равен 1 байт?.

Как записывается десятичное число 12в двоичной системе счисления?

При выключении компьютера вся информация стирается.

1) на гибком диске
2) на CD-ROM-диске
3) на жестком диске
4) в оперативной памяти

В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны?

1) от экрана вперед
2) от экрана назад
3) от экрана вниз
4) от экрана вверх

Модель содержит информации.

1) столько же, сколько и моделируемый объект
2) меньше, чем моделируемый объект
3) больше, чем моделируемый объект
4) не содержит информации.

Какой из документов является алгоритмом?

1) правила техники безопасности

2) инструкция по получению денег в банкомате
3) расписание уроков
4) список класса

Алгоритмическая структура какого типа изображена на блок-схеме?

1) цикл

Какой путь пройдет исполнитель Черепашка после выполнения последовательности команд: вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см), направо (90°)?

Переменная в программировании считается полностью заданной, если известны ее.

В процессе редактирования текста изменяется.

1) размер шрифта

2) параметры абзаца

3) последовательность символов, слов, абзацев

4) параметры страницы.

Количество стандартных кодировок букв латинского алфавита составляет.

2) две (MS-DOS, Windows)

3) три (MS-DOS, Windows, Macintosh)

4) пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ -8, ISO)

Палитрами в графическом редакторе являются.

1) линия, круг, прямоугольник
2) выделение, копирование, вставка
3) карандаш, кисть, ластик
4) наборы цветов

В электронных таблицах выделена группа ячеек А2:С3. Сколько ячеек входит в эту группу?

Результатом вычислений в ячейке С1 будет:

База данных представлена в табличной форме. Запись образует.

1) поле в таблице

3) строку в таблице

16. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать.

1) только сообщения
2) только файлы
3) сообщения и приложенные файлы
4) видеоизображение

Выберите книгу со скидкой:

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс. Контурные карты

350 руб. 55.00 руб.

Контурные карты История России конец XVII-XVIII век. 8 класс. (Новые)

350 руб. 55.00 руб.

История России. 7 класс. Рабочая тетрадь.

350 руб. 137.00 руб.

История России. 6 класс. Рабочая тетрадь.

350 руб. 137.00 руб.

История России XX-начало XXI в. Атлас с контурными картами.

350 руб. 106.00 руб.

История России. XVI-конец XVII века. 7 класс. Контурные карты

350 руб. 55.00 руб.

История России. 8 класс. Рабочая тетрадь. История России. 8 класс. Рабочая тетрадь.

350 руб. 137.00 руб.

История России XIX – начало XX века. 9 класс. Контурные карты (Историко-культурный стандарт)

350 руб. 55.00 руб.

История России. 9 класс. Рабочая тетрадь.

350 руб. 137.00 руб.

ЕГЭ. История России в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы

350 руб. 80.00 руб.

ЕГЭ. История России в таблицах и схемах. 10-11 классы

350 руб. 80.00 руб.

История России в рассказах для детей. ХV — ХVII века

350 руб. 137.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

  • Хваджаева Умакусум Гаджиевна
  • Написать
  • 1853
  • 28.04.2017

Номер материала: ДБ-425668

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • 28.04.2017
  • 426
  • 28.04.2017
  • 466
  • 28.04.2017
  • 541
  • 28.04.2017
  • 463
  • 28.04.2017
  • 584
  • 28.04.2017
  • 430
  • 28.04.2017
  • 315

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Тесты по информатике для 9-го класса (с ответами)

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Нурахметова Т.Т. ., учитель информатики КГУ « Жалаулинская СШ ». ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Тесты для оценки качества подготовки выпускников основной школы по информатике

Нурахметова Торгын Талгатовна

учитель информатики

КГ У « Жалаулинская СШ »

с. Ивановка

Актогай ский район

Павлодарская область

Пояснительная записка

Представлено 6 вариантов итоговых тестов по оценке качества подготовки выпускников основной школы. Каждый вариант содержит по 24 вопроса, с помощью которых учитель может проверить качество усвоения пройденного материала. К каждому вопросу предлагаются 4 варианта ответа, из которых следует выбрать правильный. Вопросы подобраны таким образом, чтобы можно было определить качество подготовки учащихся по всем темам курса информатики, включенным в обязательный минимум содержания образования. Количество вопросов в каждом варианте может варьироваться. Главное, чтобы каждый вариант итоговой проверки полностью охватывал весь теоретический и практический материал курса, включенный в обязательный минимум содержания.

Время выполнения теста: 30 мин.

Количество правильных ответов

Тесты составлены на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике»

Таблица соответствия номеров вопросов темам курса

вопроса

Контролируемые темы

1. Информация и информационные процессы

Представление о развитии ВТ и становлении информационного общества

2. Представление информации

Знание единиц измерения количества информации

Умение определять количество информации

Умение записывать десятичные числа в двоичной системе счисления

3. Компьютер

Знание основных устройств компьютера и их функций

Знание правил техники безопасности, технической эксплуатации, сохранности информации и защиты ее от вирусов при работе на компьютере

Знание, что такое файл и файловая система

4. Моделирование и формализация

Представление о процессе моделирования и решение задач на компьютере

5. Алгоритмы и исполнители

Представление об алгоритме, исполнителе, системе команд исполнителя

Знание основных алгоритмических конструкций

Умение формально выполнять алгоритмы

Присваивание и переменная в программировании

6. Информационные технологии

Технологи обработки текста и графики

Представление о возможностях текстовых редакторов

Знание о существовании различных форматов и кодировок текстовых документов

Читать еще:  Запрограммировать включение компьютера

Представление о различных типах графических редакторов и их возможностях

Представление о существовании различных форматов графических файлов

Представление о мультимедиа-технологии

Технология обработки числовой информации

Знание структуры и возможностей электронных таблиц

Умение решать задачи в электронных таблицах

Технология хранения, поиска и сортировки информации

Знание структуры и возможностей баз данных

Умение решать задачи на поиск и сортировку записей

Компьютерные коммуникации

Представление о технических характеристиках модемов и линий связи

Представление об информационных сервисах Интернета

Представление об основах технологии WWW

Массовое производство персональных компьютеров началось.

Наименьшая единица измерения количества информации

В детской игре «Угадай число» первый участник загадал целое число в промежутке от 1 до 8. Второй участник задает вопросы: «Загаданное число больше числа _?» Какое максимальное количество вопросов при правильной стратегии (интервал чисел в каждом вопросе делится пополам) должен задать второй участник, чтобы отгадать число?

Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?

Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от.

1) размера экрана дисплея
2) частоты процессора
3) напряжения питания
4) быстроты, нажатия на клавиши

Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?

3) системный блок

1) единица измерения информации
2) программа в оперативной памяти
3) текст, распечатанный на принтере
4) программа или данные на диске

Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает.

1) все стороны данного объекта
2) некоторые стороны данного объекта
3) существенные стороны данного объекта
4) несущественные стороны данного объекта

1)последовательность команд, которую может выполнить исполнитель
2) система команд исполнителя
3) математическая модель
4) информационная модель

Алгоритмическая структура какого типа изображена на блок-схеме?

)цикл
2) ветвление
3) подпрограмма
4) линейная

Какая из последовательностей команд приведет исполнителя Черепашка в первоначальное место и положение?

1) вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см), направо (90°)вперед (1 см), направо (90°);
2) вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см),направо (90°), вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см),
3) вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см), направо (90°)
4) вперед (1 см), направо (90°), вперед (1 см),направо (90°)

Что изменяет операция присваивания?

1) значение переменной

3) тип переменной

2) имя переменной

4) тип алгоритма

Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является.

1) слово
2) точка экрана (пиксель)
3) абзац
4) символ (знакоместо)

Количество различных кодировок букв русского алфавита составляет.

1) одну
2) две (MS-DOS, Windows)
3) три (MS-DOS, Windows, Macintosh)
4) пять (MS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO)

Инструментами в графическом редакторе являются.

1) линия, круг, прямоугольник

2) выделение, копирование, вставка
3) карандаш, кисть, ластик
4) наборы цветов (палитры)

Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100х100 точек. Каков информационный объем этого файла?

В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит.

1) проекционная панель

2) CD-ROM-дисковод и звуковая плата
3) модем
4) плоттер

В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:ВЗ. Сколько ячеек входит в эту группу?

Результатом вычислений в ячейке С1 будет:

Переменная в программировании полностью характеризуется чем?

В программировании, хорошо описать задачу не всегда означает решить ее. Но любое описание задачи всегда приближает к ее решению. Алгоритмизация и программирование в последнее время уже с большой натяжкой считаются словами-синонимами.

Программистов все чаще называют разработчиками. Результатом программирования всегда является описание (переменные + алгоритм) решения задачи.

На каком языке что и как сделано — неважно.

Немного трогательной истории

Алгоритмизация и программирование поначалу шли рука об руку, но потом их дороги разошлись. На сей момент многое вспоминать не стоит — это касается первого. О переменных и алгоритмах всегда нужно иметь отчетливое представление — это касается второго.

Благоденствие современного программирования во многом обязано тернистому пути, по которому шло понимание информации, описание данных и алгоритмов их обработки в программах.

Первые языки были просты как перфокарты, но они работали. Переменные, типы переменных, объявление переменных и порядок описания был самым жестким образом регламентирован.

Как правило, переменные делились на динамические (те, что можно менять) и статические (константы, их менять нельзя).

Самой первой была переменная типа указатель (это заслуга лучшего и «вечного» языка — «Ассемблера»). Не во всех языках она сохранялась в разные времена, но в современном программировании использование указателей — верх совершенства кода.

Основные правила: с чего все начиналось

Переменная должна быть описана до первого использования, а чаще всего в самом начале программы, а еще чаще — в конкретной секции программы. Переменная должна быть написана латиницей, с цифрами или без. Некоторые языки допускали символ «_». Первым должен быть символ.

Переменная имела характерную особенность: она должна была знать, сколько занимает байт в памяти и как ей выровняться на границу слова, а то и двойного слова.

Последнее было очень важно для математических программ. Особенности организации оперативной памяти и работа математического сопроцессора обязывали программиста не только правильно и вовремя описать переменную, но и подумать, как она расположится в оперативной памяти.

Прим. «Недра» оперативной памяти недоступны современному программированию в подавляющем большинстве случаев. Раньше с организацией памяти приходилось строго считаться.

Первые структуры данных — совокупности переменных — функционировали как переменные с определенной семантикой, но для доступа к ним требовалось не только знать, сколько байт что занимает, но и учитывать, что некоторые типы данных компилятор автоматом выравнивал на границу слова.

Все это приводило к серьезным ошибкам в программах. В память о тех суровых временах следует отметить, что первые языки при всей их пунктуальности и требовательности обеспечивали переменные, типы, структуры данных в программировании и разработке безопасным синтаксическим контролем.

Если программа проходила синтаксический контроль и успешно линковалась, проблемы с выполнением начинались только при фатальной ошибке программиста или сбое аппаратуры.

Наше время, интернет-программирование

Некоторые языки программирования сохранили приверженность к строгому описанию переменных. Большинство допускает описание, но позволяет менять тип переменной как удобно программисту.

PHP: здесь переменная в программировании полностью характеризуется именем, значением, а вот тип зависит от места в коде и времени, когда она понадобилась. Некоторым не очень нравится именовать переменные со знака «$», но зато можно иметь такие имена: $1, $2, $3.

Диапазоны значений превышают требуемые пределы, и предусмотрено множество возможных типов. Для подавляющего большинства задач хватает строк, целых чисел, иногда вещественных и логических. Указателя как такового здесь нет, но возможность передать указание на место переменной есть.

JavaScript: переменная в программировании полностью характеризуется тем, что ее нужно обязательно описать, хотя в некоторых случаях язык простит отсутствие описания, шансов получить валидный код будет мало. JavaScript просто не будет работать с тем, что не укладывается в его синтаксис или он не смог исполнить.

Диапазоны значений так же зашкаливают, но наибольшей популярностью пользуются строчные переменные.

Программирование на языках, относящихся к Интернету косвенно, то есть C#, C++, Pascal, Delphi — строгое. В C# нужно не только описать, но и инициализировать.

Чем характеризуются переменные величины

Прежде всего своим именем, к которому разные языки предъявляют строгие требования. Если в PHP знак $ обязательно стоит перед именем переменной, то в Java это выходит за рамки соглашения. Вообще, по части именования переменных величин, помимо идей синтаксиса языка, есть масса идей разработчиков.

Начиная писать на конкретном языке, следует прислушаться к мнению коллег и посмотреть последние идеологические мануалы по стилю языка.

Вторая характеристика переменной — ее значение. Оно есть всегда. Даже если значение отсутствует — это тоже значение. Характерная черта: например, PHP многие функции, выдающие в качестве результата число, могут выдать результатом boolean — чем не результат?

Тип не важен, важно наличие, и многие конструкции JavaScript волне удовлетворяются наличием значения, невзирая на его тип.

Последнее, что имеет значение, так это, собственно, значение переменной.

Базовые типы данных

В общем-то мир описания, мир переменных, несмотря на диалекты и стили в именовании, не сильно развился в отношении базовых типов.

В основном программисты используют строки (string), часто целые числа (int, integer), при необходимости вещественные числа (double, real), некоторые еще сохранили понятие знака (char).

Читать еще:  Запишите на языке программирования паскаль

Про базы данных (от мала до велика) можно даже не говорить, там количество вариаций основных типов предусмотрено на все случаи жизни, а многие типы данных наследуются со времен Ады и Беббиджа.

В настоящее время сама лучшая переменная в программировании полностью характеризуется указанием на себя, допуская, что ее значение, тип и вообще кто она такая будет ясно только в тот момент, когда она потребуется.

Переменные и алгоритмы

Одинокая переменная в программировании полностью характеризуется стремлением оказаться в компании ей подобных. Это историческое явление, и мало что здесь зависит от воли разработчика.

Если создание программы начинается с технического задания, особенно если в разработке принимают специалисты, для которых в теме «алгоритмизация и программирование» первое слово имеет большее значение чем второе, то переменных будет великое множество. Обычно такой вариант останавливается на этапе описания переменных.

Если создание программы начинается с анализа ее основной задачи, и именно главная точка задачи берется за основу, то шансов получить работающий результат достаточно.

Описать главную точку и создать алгоритм, ее обслуживающий, — это не просто переменная в программировании, тип, имя, значения и место описания, а начало процесса. Важен процесс описания переменных и алгоритма, который с ними работает.

  • первое приближение к цели;
  • результат, анализ и уточнение описания;
  • второе приближение к цели.

Обычно после создания второго-третьего описания приходит понимание, с чего следует начинать. И задача пошла в работу.

Указательное описание переменных

Немногого стоит начать программу с основных переменных: не имена, типы и значения играют главную роль. Одинокая переменная, структура данных, массив и даже объект — это просто статистическое решение задачи.

Дерево объектов, описывающих задачу, то есть и переменные, и алгоритмы, инкапсулированные в единый код — объект, а все объекты в общий объект — систему объектов — вот это дело. Вот это реальное и современное создание переменных.

Такие переменные могут взаимодействовать с себе подобными, а благодаря наследованию каждая из них может перемещаться по своей родословной ветке, то есть указатель на то, что и где в данный момент используется, и как он это делает — актуален, а само его содержание — нет. В данном случае содержание играет свою роль, когда оно это сделает, указатель перемещается на следующее содержание.

Тесты по информатике. Вариант 2

1) Чему равен 1 байт?

1. 10 бит 2. 10 Кбайт 3. 8 бит 4. 1 бод

2) В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны?

1. от экрана вперед 2. от экрана назад

3. от экрана вниз 4. от экрана вверх

3) Файловую систему обычно изображают в виде дерева, где “ветки” – это каталоги (папки), а “листья” — это файлы (документы). Что может располагаться непосредственно в корневом каталоге, т.е. на “стволе” дерева?

1. каталоги и файлы 2. только каталоги

3. только файлы 4. ничего

4) Модель содержит информации…

1. столько же, сколько и 2. меньше, чем

моделируемый объект моделируемый объект

3. больше, чем моделируемый объект 4. не содержит информации

5) Какой из документов является алгоритмом?

1. правила техники безопасности 2. инструкция по получению

денег в банкомате

3. расписание уроков 4. список класса

6) Переменная в программировании считается полностью заданной, если известны ее…

1. тип, имя 2. имя, значение 3. тип, значение 4. тип, имя,

7) В процессе редактирования текста изменяется…

1. размер шрифта 2. параметры абзаца

3.последовательность символов, 4. параметры страницы

8) Палитрой в графическом редакторе являются…

1. линия, круг, прямоугольник 2. выделение, копирование,

3. карандаш, кисть, ластик 4. набор цветов

9) Результатом вычислений в ячейке С1 будет:

1. 20 2. 15 3. 10 4. 5

10) База данных представлена в табличной форме. Запись образует…

1. поле в таблице 2. имя поля

3. строку в таблице 4. ячейку

11) Какие записи будут найдены после проведения поиска в поле Опер. память с условием >8?

1. 1,2 2. 2,3 3. 3,4 4. 1,4

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта stroy.nm

Похожие рефераты:

Індекс групи 8-98 Прізвище, ім’я, по батькові студента Кузнецова Ольга Леонидовна Домашня адреса ул.Горловская д.6, кв.216 Найменування організації, посада

Запись и считывание информации в дисководах для гибких дисков. Сохранность информации на CD-ROM.

Заражение компьютерными вирусами. Сортировка базы данных. Растровый графический редактор.

Первые вопросы: Устройство и архитектура компьютера. Виды информации: текст, звук. Виды информации: графика, анимация, видео. Единицы измерения информации. Системы исчисле­ния.

Определение информатики – это отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском,

Теоретическое изучение и практическое применение приёмов работы с файлами в операционной системе Windows 95. Файлы и папки: основные понятия и правила формирования имен файлов в Windows. Характеристика и анализ особенностей операций с файлами и папками.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №11. Творческая работа Учащейся 11 класса А школьно- Подготовительного факультета ТПУ Дмитриевой Светланы.

Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Основные возможности Paint. Создание рисунка. Панель инструментов. Палитра цветов. Преобразование цветного рисунка в черно-белый. Сохранение рисунка.

Производительность работы компьютера. Количество различных кодировок букв русского алфавита. Гипертекст.

Компьютер, программа, интерфейс. Состав компьютерной системы. От информации к данным. Оперативная память компьютера. Регенерация оперативной памяти. Память на магнитных дисках. Структура данных на магнитном диске. Размещение файлов на жестком диске.

Системная дискета. Тип поля в базе данных. Информационная модель организации учебного процесса.

Организация файловой структуры DOS. Команды DOS для работы с директориями. Команды DOS, для работы с файлами. Командные файлы в DOS.

Программа WordPad. Технология работы. Типы файлов, используемые редактором WordPad. WordPad представляет собой текстовый редактор для работы с небольшими документами. Он допускает несложное форматирования абзацев, а также использование различных шрифтов.

Строка Меню текстового процессора и панель инструментов Форматирование текстового процессора MS Word, назначение основных команд и кнопок. Технология формирования (расчета) ведомости выдачи заработной платы средствами табличного процессора MS Excel.

Операционная система Windows. Стандартные программы Windows: диспетчер задач, проверка, очистка, дефрагментация, архивация диска, восстановление системы, таблица символов, калькулятор, блокнот, графический редактор — пакет — Paint, WordPad, буфер обмена.

Модем. Электронные таблицы. Форматирование текста.

Wellcome Screen. Boot Screen.

Низкочастотные электромагнитные поля. Высокочастотные электромагнитные поля и их воздействие. Электростатические поля.

Изучение основных приемов работы с текстовым и графическим редакторами. Операции, которые позволяет выполнять графический редактор Paint. Создание и сохранение текстовых документов в Блокноте. Ввод фрагмента текста с клавиатуры и его редактирование.

Действия, которые можно выполнять в редакторе Word. Стиль – важное понятие, включающее в себя шрифтовое, абзацное и другие параметры оформления текста. Правила набора текста, работа с формулами и символами. Вставка таблиц в документы, их редактирование.

Компьютерная грамотность с Надеждой

Заполняем пробелы – расширяем горизонты!

Что такое переменная в программировании и чем она отличается от константы

Прежде чем переходить к вопросу о том, что такое переменная в программировании, попробуем разобраться, почему понадобились и константы, и переменные. Алгебра от арифметики существенно отличается тем, что в арифметике мы имеем дело только с числами, а в алгебре вводится понятие переменной величины.

Согласитесь, что выражение
2 + 3 = 5
достаточно серьезно отличается от выражения:
a + b = c

В чем отличие? Не только в том, что в алгебре вместо цифр применяются буквы латинского алфавита, но отличие и в уровне абстракции.

Численные выражения, хоть что с ними делай, дают в итоге только численный результат.

А вот абстрактные буквенные выражения превращаются в формулы, законы и следствия и, двигаясь дальше за пределы алгебры, в леммы, в теоремы, и, вообще, ведут к дифференциальному и интегральному исчислению, к математическому анализу и прочему. Правда, в матанализе (в математическом анализе) уже не хватает латинских букв, в ход идут греческие, всякие «дельты», «сигмы» и прочее. Но это уже не столько от нехватки букв, сколько от постоянного роста уровня абстракции, которая (абстракция) требует новых выразительных средств.

Почему так? Потому что определенный, пусть даже небольшой дополнительный уровень абстракции позволяет мыслить иначе, делать иначе, изучать иначе, и показывать иные результаты, чем при меньшем уровне абстракции.

Читать еще:  Типы данных программирование

Так же и в компьютерной грамотности. Можно говорить сначала о самом низком уровне абстракции, например, об арифметике в программировании.

Калькуляторы дружат с константами

Например, возьмем калькулятор. Что он может делать? Достаточно много: выполнять ряд арифметических и даже более сложных действий.

  • Вводим на калькуляторе первое число, например, «2»,
  • нажимаем на знак «плюс»,
  • вводим второе число, скажем, «3» (см. рис. 1),
  • и затем нажимаем знак «=».

Что получим? Очевидно, значение «5». Арифметика. Но с использованием компьютерной техники – калькулятора.

Рис. 1. Суммирование констант 2+3 на калькуляторе (Windows 7)

Не будем дальше углубляться в возможности калькуляторов. Например, можно было бы рассмотреть более сложные калькуляторы: для инженеров, для программистов, для обработки статистических данных и пр. (см. рис. 2).

Рис. 2. Некоторые виды калькуляторов, имеющихся в Windows 7

Но даже сложные калькуляторы так и останутся калькуляторами, то есть, будут делать арифметические операции той или иной степени сложности. Потому что это один уровень абстракции, самый низкий, на уровне чисел. Ничем другим, кроме как обработкой числовых выражений, калькуляторы заниматься не могут.

Программы дружат с переменными величинами

И если бы следующий, новый уровень абстракции не вошел в обиход в компьютерной грамотности, то тогда не появилось бы программирование в том виде, как оно существует в наше время. Программирование, которое позволяет делать программное обеспечение, что называется, на все случаи жизни, и с дружественным интерфейсом, то есть, удобным для последующего пользования.

Как это работает? Поясним несколько упрощенно, чтобы не требовалось глубокое погружение в сложную область программирования.

Для начала отметим, что в программировании все выражения пишут как бы наоборот по сравнению с тем, как их пишут в алгебре. Если в алгебре сначала указывают операнды (переменные), над которыми следует произвести действия, а потом после знака равенства указывают результат, как в примере

то в программировании делают все наоборот: сначала указывают результат, а потом действие, то есть:

Здесь не случайно я пишу строчные (заглавные) буквы вместо прописных (маленьких) букв:

во-первых, чтобы отличить алгебру от программирования, а

во-вторых, потому что первоначально в нашей стране в программировании использовали в основном заглавные буквы латинского алфавита.

Так как вместо прописных букв латиницы у нас делали строчную кириллицу, иначе где еще взять коды для русских букв?! Это связано с тем, что многие трансляторы с языков программирования у нас в стране лишь адаптировали с западных аналогов, а не разрабатывали с нуля. А там, откуда все это копировалось, русского языка не было по понятным причинам. Хотя были и примеры наших «родных» языков программирования.

И пишу я компьютерные выражения не посредине строки, как это принято в алгебре, а пишу в начале строки так, как это принято в программировании. Это уже вопросы синтаксиса языков программирования, правил написания выражения этих языков. В алгебре одни правила, в программировании – другие, хотя буквы и там, и там могут быть одинаковые.

Почему стали в программировании писать наоборот, а именно стали писать C = A + B? Трудно сказать. Так сложилось, что сначала надо было указывать результат, и лишь потом действие.

Что же дает подобное «волшебное» выражение с буквами вместо цифр для программирования? Казалось бы, в чем разница между константами и переменными:

5 = 2 + 3 (напишем наоборот лишь для сравнения) и

Давайте разберемся. Что может быть результатом сложения 2+3? Большинство ответит, конечно, «5». И хоть это почти правильный ответ, пожалуй, мы с этим согласимся.

Почему почти? Да потому что это правильный ответ для десятичной системы исчисления. Для четверичной системы исчисления, в которой используются только цифры от 0 до 3, ответ был бы «11», да-да, именно одиннадцать, можете не сомневаться. А в пятеричной системе исчисления, где добавляется еще цифра 4, ответ был бы «10».

Но в любом случае, о какой бы системе исчисления мы не говорили, результатом 2+3 всегда будет одно и то же число (константа). В десятичной системе (вернемся к ней теперь надолго), это «5», и только «пять».

А сколько будет A + B? Ответ очевиден: все зависит от того, чему равны A и B. Значит, результатом 2+3 всегда будет 5, а результатом A+B будут разные значения в зависимости от величин A и B.

Достаточно очевидно. Ну и что, что 5 – константа, а тут переменная? А то, что переменные – это другой уровень абстракции. За счет A+B мы теперь можем получать множество разных значений.

Как могут использоваться выражения с переменными величинами

Допустим, A – это вес одного товара, а B – это вес другого товара. Значит, A+B – это суммарный вес обоих товаров. Значит, используя выражение C=A+B, программист может запрограммировать автоматическое суммирование двух весов.

Как он это сделает?

  • Например, сначала программист попросит ввести с клавиатуры вес первого товара (не описываю, как это можно сделать в языке программирования, поверим, что так можно сделать), и присваивает введенное значение переменной с именем A.
  • Затем он проделывает то же самое с весом второго товара, и присваивает это уже переменной B.
  • А потом пишет в своей программе теперь уже понятное нам выражение:

Что получается в итоге? Конечно, вы сразу догадались, что переменной C будет присвоено значение суммы весов, сохраненных в переменных A и B.

И далее программист напишет в своей программе (тоже прошу поверить, что это можно сделать средствами языка программирования): вывести на экране дисплея значение переменной C. Что мы увидим на экране? Конечно, сумму весов первого и второго товаров!

И теперь эту, один раз написанную программу, можно использовать снова, но уже для суммирования следующей пары весов.

Если еще убрать ручной ввод веса товара, и сразу автоматически ввести вес, скажем, с электронных весов (которые сейчас широко применяются в тех же супермаркетах), то на экран дисплея будет автоматически выводиться сумма весов 2-х товаров: положил одни товар, затем положил второй, и видишь сразу результат.

А если пойти дальше, и не выводить на экран сумму весов 2-х товаров, а записать это куда-то в базу данных?! А если не ограничиваться 2-я товарами, а, скажем, говорить о миллионе разных видов товаров, подлежащих взвешиванию? Почему бы и нет! Все это можно описать в виде выражений, подобных C = A + B.

И в итоге мы получим, можно без стеснения сказать, серьезную автоматизированную систему для супермаркета, где учитываются и веса всех товаров, и количество, и стоимость, а также все покупки, сделанные покупателями и прочее, и прочее и прочее. Но это стало возможным, когда появилось программирование с использованием переменных величин, тех самых A, B, C и тому подобное! Без этого уровня абстракции, без переменных не было бы программирования.

Переменные и константы – вместе навсегда

Справедливости ради, надо сказать, что цифры (простые и не очень простые числа) остались в программировании. Они тоже нужны. Их назвали иностранным словом «константы».

Константы – это величины, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не меняют свои значения.

А что такое переменная в программировании?

Переменные, в отличие от констант, то и дело меняют свои значения, постоянно их меняют, оттого они и называются переменными величинами.

Так что наряду с выражением C = A + B, в программировании возможно как выражение C = A + 3, так и C = 2 + B.

Однако в левой части программного выражения (до знака равенства «=») константа не может употребляться. Там может быть только переменная, поскольку значение выражения, которое присваивается переменной в левой части выражения, может меняться в зависимости от значений переменных в правой части выражения. А значит, слева может быть только переменная величина.

Благодаря латинским буквам, которые используются вместо цифр, арифметика превратилась в алгебру. Так и программирование от калькуляторов перешло к вычислительным машинам благодаря переменным величинам.

Чего стоило разработчикам языков программирования реализовать возможности для применения переменных величин? Это уже отдельная тема. Одно могу сказать, стоило дорого, само собой, не только в деньгах. Дорого в расходовании (применении) интеллекта для изобретения подобных вещей.

Другой уровень абстракции требует принципиально иных решений, новой конфигурации «железа», новых команд для нового «железа». Но это уже, что называется, другая история…

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×