Green-sell.info

Новые технологии
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алфавит языка программирования паскаль

Алфавит языка Паскаль

Содержание

  1. Что такое алфавит языка Паскаль
  2. Знаки препинания
  3. Математические символы
  4. Специальные знаки
  5. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Что такое алфавит языка Паскаль

Формальный язык программирования, также как и любой естественный язык, на котором общаются между собой люди, имеет свой алфавит, из которого строятся ключевые слова и идентификаторы пользователя. Ключевые слова представляют собой стандартные команды языка, а идентификаторы – это имена переменных, констант, пользовательских процедур и функций.

Алфавит языка программирования Паскаль включает в себя латинские строчные и прописные буквы. Язык Паскаль был придуман швейцарским ученым Никлаусом Виртом и представлен широкой публике в 1970 году.

Рис. 1. Портрет Никлауса Вирта.

Использование знаков кириллицы, а также других специальных знаков некоторых языков возможно только в качестве комментариев к тексту программы. И они должны быть отделены от программного кода знаками фигурных скобок или сочетанием символов (* *). Также допустимо использовать символы, не относящиеся к латинскому алфавиту, при организации вывода на экран сообщений для пользователя.

Кроме букв алфавит языка программирования Паскаль содержит арабские цифры от 0 до 9.

Знаки препинания

Знаки препинания, входящие в язык Паскаль:

  • ’ – апостроф используется для оформления текста, выводимого на экран.
  • : – двоеточие применяется для задания формата вывода числа и типа данных.
  • ; – точка с запятой необходима для отделения команд языка друг от друга.
  • () – скобки используются в арифметических выражениях и функциях и процедурах для задания аргумента.
  • <> – фигурные скобки нужны для оформления комментариев.
  • [] – квадратные скобки используются при задании массивов.
  • .

Математические символы

Для обозначения арифметических действий используются математические знаки:

Логические операции задаются знаками:

Специальный составной знак присваивание «:=», состоящий из двоеточия и равно, используется для присваивания какому-либо идентификатору определенного значения.

Рис. 2. Логотип интегрированной среды программирования языка Паскаль.

Специальные знаки

Специальные знаки языка программирования Паскаль:

  • Знак денежной единицы «$» – используется для задания чисел в шестнадцатеричном формате.
  • Амперсанд «&» – используется для задания чисел в восьмеричном формате.
  • Процент «%» – применяется для задания чисел в двоичном формате.
  • Коммерческое И «@» – применяется для адресной адресации.
  • Решетка «#» – применяют для работы с символьными данными.
  • Тильда «^» – необходима для работы с указателями.
  • Знак подчеркивания «_» – его можно использовать при написании пользовательских идентификаторов.

Следует строго следовать правилам синтаксиса языка программирования. Например, в конце каждой строки программы нужно ставить знак точки с запятой, а в конце программы –точку. Неверное использование знаков алфавита языка приведет к синтаксической ошибке.

Рис. 3. Фрагмент программы на языке Паскаль.

Что мы узнали?

Набор символов, составляющий алфавит языка программирования Паскаль, включает в себя прописные и строчные латинские буквы, арабские цифры и знаки препинания. А также знаки арифметических и логических операций, специальные знаки.

Урок 24
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Рекомендуем вам зайти на сайт (http://pascalabc.net) — PascalABC.NET. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

• латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, . х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Pascal. Операции и алфавит языка

Алфавит языка

Код программы на Pascal представляет собой некоторое количество строк, а они в свою очередь состоят из символов. Совокупность последних и следует называть алфавитом языка. В него входят:

  • Двадцать шесть прописных и строчных латинских букв;
  • Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Арифметические знаки: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • Знаки отношений: = (равенство), (больше), = (больше или равно), <> (не равно);
  • Ограничители: . , ‘ ( ) [ ] (. .) < >(* *) .. : ; ;
  • Пробел и подчеркивание;
  • Символ присвоить: := ;
  • Спецификаторы: ^ # $ ;
  • ASCII коды от 0 до 31 (управляющие символы);
  • Служебные слова:

Идентификаторы

Идентификаторы – это имена переменных, типов, констант, функций и процедур. К ним можно отнести следующие требования и свойства:

  • Идентификатор может содержать строчные и прописные латинские буквы, символ подчеркивания и арабские цифры;
  • Первый символ идентификатора обязательно должен быть латинской буквой;
  • В средине не должно быть пробелов;
  • Буквы не чувствительны к регистру;
  • Длина идентификатора не ограничена, но перенос его части на новую строку не предусмотрен;
  • Идентификатора не должен совпадать с зарезервированным словом.

Стоить отметить, что хотя называть переменные, константы и т. д. именами логически связанными с их назначением не обязательно, но все же это делать желательно. Ваш код может просматривать кто-то другой, да и вы сами можете делать это спустя какое-то время, и будет полезно, например переменную, отвечающую за год, именовать year.

Арифметические операции

Кроме тех арифметических операций, описанных ранее, Pascal имеет еще два: DIV и MOD. Весь список будет выглядеть так:

  • сложение (+);
  • вычитание ();
  • умножение (*);
  • деление (/);
  • деление нацело, с отбрасыванием остатка (DIV);
  • нахождение остатка от деления (MOD);

Первые четыре операции ни чем не отличаются от тех, что мы изучали в школе. А DIV и MOD будут работать, например следующим образом:

9 DIV 4 = 2 9 MOD 2 = 1

Деление и умножение имеют наибольший приоритет, следовательно, выполняются перед операциями сложения и вычитания.

Кроме операций арифметики и отношений в данном ЯП есть логические операции:

отрицание (NOT), логическое сложение (OR), логическое умножение (AND).

Список приоритетов, (от высшего к низшему) рассмотренных операций, имеет следующий вид:

Алфавит языка программирования паскаль

Каждый язык имеет свой алфавит — набор символов, используемых в данном языке.
Алфавит Паскаля включает:

  • латинские буквы от a до z (строчные и заглавные);
  • цифры от 0 до 9;
  • разделители: запятая, точка с запятой, точка, двоеточие, апостроф, кавычки, скобки, символ ;
  • знаки арифметических действий: + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • знаки операций отношений: > (больше), = (больше или равно), (не равно), = (равно).

Символы алфавита используются для построения базовых элементов Pascal-программ — минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл. Базовые элементы называют лексемами.

1. Служебные (зарезервированные) слова. Их смысл зафиксирован в языке, и поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом. Полный список служебных слов приведен в Приложении 1.

2. Имена (идентификаторы). Они вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, процедур и функций. Имена формируются из букв и цифр. Первым символом имени должна быть буква. Длина имени не должна превышать 63 символа. Заглавные и строчные буквы в именах не различаются. Таким образом, следующие три идентификатора обозначают одну и ту же переменную:
index
INDEX
Index

3. Числа и символьные строки.

4. Знаки операций и разделители. Они формируются из одного или нескольких специальных символов.

5. Комментарии. Они представляют собой произвольную последовательность символов (не обязательно из алфавита языка, то есть допускаются и русские буквы), заключенную в фигурные скобки < >. Комментарии не изменяют смысл программы, не влияют на ее выполнение и предназначены для пояснений.

Для отделения лексем друг от друга используются символы пробелов или же лексемы должны быть размещены на различных строках программы.

Cтруктура программ в языке программирования Pascal.

Программа на языке Pascal всегда состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Описание данных, которые будут использоваться в программе предшествуют описанию действий, которые будут выполнены с данными. Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задаст имя программы и ее параметры.

Рассмотрим полную структуру программы на языке Паскаль. В общем случае программа состоит из:

  • Заголовка программы — раздел начинается с ключевого слова program, далее идет название вашей программы.
    Например, program Area; — обратите внимание, что любой оператор языка Паскаль заканчивается точкой с запятой.
    Также распространенной ошибкой является заголовок программы вида: program 1;
    Имя программы — это пользовательский идентификатор, и он не может начинаться с цифры.
  • Блок описаний состоит из множества различных блоков программы, каждый из которых отвечает за определенные аспект программы. Мы будем рассматривать возможные блоки по мере необходимости. На схеме ниже вы можете увидеть все из них.
  • Блок операторов — единственный обязательный блок программы, в нем вы размещайте, те команды которые должны быть выполнены в процессе выполнения программы. Блок операторов начинается с ключевого слова begin и заканчивается end с точкой.

Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.

Алфавит языка Pascal

Алфавит языка программирования (ЯП) представляет собой набор неделимых конструкций, которые рассматриваются компилятором как единое целое.

Алфавит языка Паскаль состоит из следующих элементов:

1) английские и русские заглавные и строчные буквы

А, В … Z, a, b …z А,Б,…Я, а,б,…я.

Не делается различия между заглавными и строчными буквами (если только они не являются данными литерного типа и не входят в состав комментария). Буквы используются главным образом для записи идентификаторов (имен различных программных объектов);

2) десятичные арабские цифры 0,1,…9. Они используются для представления числовых данных, для записи меток и в составе идентификаторов;

3) специальные символы:

В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария. Символы (. и .) могут употребляться соответственно вместо символов [ и ].

Они представляют собой знаки арифметических операций, знаки операций сравнения, разделители и т.д.

Особое место в алфавите языка занимают пробелы, к которым относятся любые ASCII-символы в диапазоне кодов от 0 до 32. Эти символы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов. Несколько следующих друг за другом пробелов считаются одним пробелом (последнее не относится к строковым константам).

К специальным символам относятся и служебные слова, называемые также ключевыми или зарезервированными словами. В качестве этих символов используются подходящие слова из английского языка.

Следующие слова в Турбо-Паскале являются служебными:

and end nil shr

asm file not string

array for object then

begin function of to

case goto or type

const if packed unit

constructor implementation procedure until

destructor in program uses

div inline record var

do interface repeat while

downto label set with

else mod shl xor

У каждого служебного слова имеется вполне определенное предназначение. Одни используются для обозначения некоторых операций, другие – для спецификации свойств программных объектов, третьи – для записи операторов и т.д. Они придают тексту программы более «читабельный» вид, приближая его к тексту, написанному на естественном английском языке. Служебные слова запрещается использовать в качестве идентификаторов.

Стандартные директивы первоначально связаны с некоторыми стандартными объявлениями в программе. К стандартным директивам относятся:

absolute far near

assembler forward private

external interrupt virtual

Как и зарезервированные слова, стандартные директивы в окне редактора Турбо Паскаль выделяются цветом, тем не менее возможно переопределить любую стандартную директиву, т.е. объявить одноименный идентификатор. Стандартные директивы private и virtual действуют только в пределах объявления объектов.

Комментарии. Комментарий служит для пояснения программы или ее частей. Комментарий – это последовательность символов, ограниченная слева парой символов «(*» и справа парой символов «*)». В качестве ограничителей комментария можно также использовать символы «<», «>».

При выполнении программы комментарии игнорируются и не влияют на решение задачи. Их можно вставлять в любое место программы, где допускается пробел.

Идентификаторы.

Идентификаторы в Турбо Паскале – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими (уникальными в области определения) являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Пробелы и специальные символы не могут входить в идентификатор.

Константы.Константы – это величины, которые не меняют своего значения в процессе выполнения программы. Константы описываются в разделе, начинающемся ключевым словом CONST. Константа может быть числовой или литерной (строкой символов). Раздел констант имеет следующую форму записи:

const имя константы = значение;

Const

В качестве констант могут использоваться целые и вещественные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак неопределенного указателя NIL.

Целые числа записываются со знаком или без знака по обычным правилам и могут иметь значение от -2147483648 до 2147483647.

Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и / или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом e или E, за которым могут следовать знак + или – и десятичный порядок. Символ e (E) означает десятичный порядок и имеет смысл «умножить на 10 в степени». Например:

2.5E5 – 2.5 умножить на 10 в степени 5;

-12E-3 – минус 12 умножить на 10 в степени минус 3.

Логическая константа – это либо слово false либо true (ложь или истина).

Символьная константа – любой символ, заключенный в апострофы. Например:

Строковая константа – любая последовательность символов, заключенная в апострофы. Если в строке надо указать сам символ апострофа, то он удваивается:

‘Это — строка символов’

Конструктор множества – список элементов множества, обрамленных квадратными скобками, например:

Метки. Метки представляют собой числа от 0 до 9999 включительно или идентификаторы. Метки объявляются в программе в разделе, начинающемся ключевым словом label:

Label метка 1, метка 2…;

Label

Метка в программе располагается перед оператором и отделяется от него двоеточием. Например:

Определение типов. В разделе type описывают новые типы, которые создают из стандартных типов:

type имя типа = описание типа;

Mas = array [1..10] of real;

Days = (mon, tues, wed, thurs,, fri, sat, sund);

Переменные. Переменные – это величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная должна быть описана в программе в специальном разделе, начинающемся ключевым словом var:

Var

имя переменной 1, имя переменной 2, …: имя типа;

Читать еще:  Системы программирования картинки
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×